Главная arrow История arrow Русская гравюра 16 начала 20 века arrow Переплетение русских национальных традиций и западноевропейских влияний
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Переплетение русских национальных традиций и западноевропейских влияний

Печать

В 17 веке европейские новшества входили в русскую гравюру, не нарушая ее существа. Оставаясь в рамках мышления и методов работы средневековья, Корень использовал иногда композиционные схемы западных лицевых книг о начале и конце мира как новый композиционный канон. Он учился у Запада анатомии, живой пластике фигур и одежд, изображению обнаженного тела, заимствовал некоторые детали (например, овал из языков пламени при изображении бога). Но в целом Книга Бытия и Апокалипсис Кореня имеют точки соприкосновения только с европейской народной картинкой 15 века, искусством столь же светлым, прозрачным и монументальным.

Своеобразное переплетение русских национальных традиций и западноевропейских влияний делают Книгу Бытия и Апокалипсис Кореня типичным явлением русского искусства рубежа 17 — 18 веков и в то же время принципиально новым произведением русской гравюры 17 века: здесь начинает складываться монументально-декоративный стиль русской народной картинки 18 столетия.

Графический облик гравюр на дереве Кореня остался в основе своей тем же, что в бумажных иконах 17 века (это прорись, рассчитанная на заполнение чистым локальным цветом), но под влиянием русской фрески и народного прикладного искусства изменились композиция и пластика линий гравюры: они приобрели свободную орнаментальную текучесть.

В истории русской народной картинки Корень стоит между иконописцами, создателями первых бумажных икон 17 века, и мастерами народного декоративно-прикладного искусства, авторами русского светского лубка на дереве 18 столетия.

Василий Корень был, как стало теперь известно, белорусом из города Дубровны, переселившимся в Россию в 1661 году, а с 1671 года — жителем московской Мещанской слободы. Наверное, он прибыл в Россию совсем молодым, так как именно здесь сложился как мастер гравирования: ничто в его гравировальной манере не напоминает плотной деревянной резьбы белорусских народных картинок. Автором оригинала Библии Кореня был, очевидно, фрескист Поволжья, возможно Гурий Никитин. Все это дает возможность по-новому и более сложно взглянуть на истоки русского светского лубка 18 века, возникшего, вероятно, из совместных усилий фрескистов-волжан, белорусов и москвичей.

Апокалипсис Кореня, Бытия Апокалипсис, Бытия Апокалипсис Кореня,народный, русская, век

Русская народная картинка — лубок — своеобразная и малоизученная область русского народного творчества.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства