Главная arrow История arrow Французская гравюра 15-18 веков arrow Период становления и формирования гравюры
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Период становления и формирования гравюры

Печать

В течение всего 16 века во Францию поступала печатная графика самого различного характера. Из Германии во Францию проникают работы А. Дюрера и Г. Гольбейна и так называемых клейн-мейстеров — немецких граверов 16 века, выполнявших листы малого формата с тончайшей гравировкой, творчество которых вызвало большой интерес у французских мастеров. Наряду с использованием графического наследия северных соседей, французские мастера обращаются к искусству Италии. Итальянские походы Карла VIII и Франциска I ускорили проникновение форм итальянского искусства, и гравюры в частности. Французские мастера получили возможность познакомиться с гравюрами Андреа Мантеньи, Маркантонио Раймонда, Джованни Баттиста Кавапьери, Марио Картаро и других. В сложном взаимодействии различного рода влияний, когда подражание одному художнику сменялось увлечением другим, французская гравюра не только усвоила новые для нее художественные идеи, но и познакомилась с гравюрными техниками. Поэтому во Франции этого периода большое распространение получили гравюра-копия и репродукционная графика.

В 16 веке во Франции гравюра как вид искусства переживает период формирования и становления. Процесс этот отличался динамичностью и был лишен единообразия. Происходит дифференциация гравюры по видам и жанрам, получают развитие книжная иллюстрация, станковая и репродукционная графика.

В эпоху распространения гуманистической, светской образованности, расцвета литературы книга, и в особенности книга с иллюстрациями, пользовалась большим спросом, в ней работали искусные мастера. При издательствах, которым покровительствовал король, появились книжные лавки, во многих домах составлялись библиотеки, книга становилась предметом коллекционирования. Среди страстных библиофилов можно было видеть Шарля Валуа Ангулемского — отца Франциска I, самого короля и его сестру Маргариту Наваррскую.

Уже к началу 16 века в области книжного искусства было сделано многое благодаря деятельности талантливых издателей Лиона и Парижа. Появление книгопечатания при помощи подвижного шрифта определило широкое использование гравюры на дереве в оформлении изданий. При типографиях обычно держали целый штат ксилографов, которые резали печатные формы для букв, орнаментов, иллюстраций. Иллюстрации раскрашивались от руки, их линейная основа служила лишь опорой для цвета, она часто видоизменялась живописцем, а иногда совсем исчезала за плотным слоем клеевой краски.

Новые черты в книжной иллюстрации Франции проявляются в конце первой четверти 16 века. Акцент переносится на книгу светской тематики — теперь ведущее место стали занимать издания античных авторов, переводы итальянской литературы, научные трактаты, публикации произведений французских писателей. Популярными остаются лишь так называемые «Часословы» — сборники различного рода молитв, приуроченных к определенному времени суток.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства