Главная arrow История arrow Советская гравюра arrow Петр Николаевич Староносов
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Петр Николаевич Староносов

Печать

В конце 1920-х годов Москва стала притягательным центром для ксилографов. Каждый серьезный мастер находил в московской школе свое место. Петр Николаевич Староносов оставил значительный след в истории советской ксилографии. Его привлекала историческая тематика. В 1935 — 1936 годах им были исполнены иллюстрации к книге П. Керженцева «Жизнь Ленина». К иллюстрированию современной советской литературы, и не только художественной, но и историко-научной, обращались многие художники. Так, например, был предпринят коллективный труд по созданию обширного цикла иллюстраций к «Истории гражданской войны в СССР», Н. И. Падалицын иллюстрировал книгу Д ж. Рид а «10 дней, которые потрясли мир». Обращаясь к историко-революционной теме, художники освещали ее с уважением к фактам истории и эмоциональностью в трактовке событий.

 Староносов, Иллюстрация к книге А.Карнауховой «Сказки Северного края». 1933

Увлеченно работал П. Н. Староносов и над фольклорной темой. С нею связаны лучшие его опыты в гравюре. Таковы его иллюстрации к книге А. Корноуховой «Сказки Северного края» (1933). Кажется, что именно фольклор научил Староносова синтетическому образному мышлению. Праздничное узорочье его гравюр — это целый мир фантастических и реальных существ, чьи судьбы переплетаются странным образом, внося во всякое событие оттенок социальной окраски, свойственной крестьянским сказкам. Нередко сказочный материал давал художникам прямой повод к эстетству, стилизаторству, украшательству: ведь для современного человека сказка — это достаточно отвлеченный предмет, который часто служит предлогом для чистой импровизации, связанной с темой лишь внешне-стилистическими признаками.

У Староносова, напротив, сказочный сюжет обязывает к строжайшей дисциплине Плоскостность и орнаментальность его гравюр — это в какой-то степени вынужденный композиционный прием, ибо он, с одной стороны, вносит в лист намек на лубочные прототипы, а с другой — дает возможность собрать в единой иллюстрации сложный комплекс разновременных и разнопространственных событий. Виртуозный по свободе движения штрих Староносова, то энергичный и прямой, то легкий и вьющийся по поверхности гравировальной доски, рождает в своих комбинациях такое многообразие фактур, что зритель получает огромное наслаждение, рассматривая гравюры вблизи подробно, как и требует их сложный сюжет. А между тем композиции обладают и качеством монументальности. Они ритмичны и цельны в движении основных пластических масс, выдерживают значительное увеличение, не теряя силы эстетического воздействия.

И в этом сказывается близость творчества художника самым глубоким основам народного искусства. В зависимости от стиля произведения он может варьировать меру орнаментализации, степень глубинности изображения, менять взаимоотношения деталей и общего в композиции, но всегда его иллюстрации бывают пространственно-содержательны, монументальны, органично связаны с книжной страницей и функционально обусловлены целым комплексом задач: эстетических, общественных, производственных.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства