Главная arrow История arrow Голландский офорт 17 века arrow Пейзажные офорты Сегереса
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Пейзажные офорты Сегереса

Печать

Но для Сегерса в таких офортных приемах еще слишком много спокойствия. Он переходит от панорамного пейзажа к утрированно горизонтальному. В «Виде на Амерсфоорт» и в «Виде на Вагенинген» сопоставлено горизонтальное движение вдоль листа и движение в глубину гравюры, куда ведет дорога, куда влекут планы. В эти офорты входит цвет, пока еще не слишком настойчиво: художник печатает зеленой краской по зеленой бумаге, лишь местами подкрашивая доску бурым. Пока еще цвет служит объединению планов, смягчению деталей, достижению целостности. Сегерс стремится уловить цельный ритм пейзажа, здесь есть масса деталей — небо, холмы, здания и дороги, но все подчинено ритму, прокатывающемуся без задержки от края к краю. В этих поисках ритма подробности начинают мешать художнику, он выполняет офорт «Малые корабли» (вероятно, очень вытянутый, до нас дошло всего лишь два фрагмента), который строится на чистом ритмическом повторении одного предмета. Тонко награвированные, напечатанные на голубоватой или желтоватой бумаге, слегка протонированные кистью, эти корабли плывут перед нами непрерывной чередой, как некое видение, не имеющее отношения ни к морю, ни к небу.

желтоватой бумаге,оттиск, офорт Сегереса

Но все более и более влекут к себе Сегерса горные пейзажи, которые составляют добрую половину всех его офортов.

Первоначально художник еще стремится к жизненному правдоподобию мотива. Так, Сегерс изображает «Пейзаж с путником», но фигура человека совершенно исчезает в складках скал; казалось бы, этот горный мотив реален, но слишком дико торчат камни, зловеще поднимаются обуглившиеся стволы, а наверху, в горах, виднеется озеро. В этом офорте совсем нет штриха, как такового: Сегерс использует очень мягкий лак и царапает на нем толстой иглой, местами он протравливает доску чем-то похожим на лавис, и все это печатает голубым цветом на тонированной желтоватой бумаге. Эти технические приемы позволяют ему достичь очень цельного изображения, лишенного описательности, перечисления.

У Сегерса появляются офорты, известные во многих оттисках, причем все они напечатаны по-разному: то черной краской на белой бумаге, то черной на коричневой, то зеленой на желтой, то, наконец, коричневой на бежевой, причем в этом случае он подкрашивает даль ярко-голубым прямо на оттиске.

Иногда такая разница печати — всего лишь поиски наиболее выразительных и эмоциональных сочетаний цвета, но подчас это как бы доказательство того, что именно цвет создает не только эмоциональный образ пейзажа, но и коренным образом воздействует на самые его формы. Таков «Пейзаж с водопадом», где от оттиска к оттиску усиливаются мрачность, без людность, фантастичность ландшафта, причем один из последних оттисков, напечатанный синей краской по синей же тонированной бумаге, воспринимается как кошмарное ночное видение, ничем не схожее с уютным, залитым солнцем пейзажем на одном из первых оттисков.

Все более нарастает у Сегерса субъективность в восприятии мира: то он при помощи только лишь разной печати может полностью трансформировать образ природы, то, пользуясь лависом, он с такой прихотливостью разыгрывает мелькание света и тени на скалах, что они превращаются почти в чистый орнамент пятен. Надо отметить и появление логически странных деталей, вроде ветряных мельниц в закрытых горных долинах или парусных лодок на горных речках. Пейзажи Сегерса часто выглядят безысходно мрачными: соединение зеленовато-бурых тонов с голубовато-серыми создает образ отчаяния, причем очевидно, что Сегерс так ощущает состояние самой природы. Горные панорамы Сегерса расширяются, точка зрения все повышается, рельеф скал, стволы, здания — все это как бы сплавляется в единый массив, высящийся так от века, где человек может лишь проложить царапину дороги, но никак не повлиять на саму жизнь мира.

 
« Пред.   След. »
© 2017 История изобразительного искусства