Главная arrow История arrow Западноевропейская гравюра 19 века arrow Пластика и монументальность литографии
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Пластика и монументальность литографии

Печать

Системой пластики и объясняется особая активность, подчас монументальность литографии 1830-х годов. В дальнейшем эти свойства изменяются. Уже в сериях, выполненных около 1850 года, таких, как «Люди юстиции», «Адвокаты и истцы», карандашная линия приобретает все большее значение: она уже не только моделирует, но обретает живость, выразительность. В литографиях этого времени Домье переходит от скульптурности ранних работ ко все большей графичности: они кажутся прежде всего нарисованными, колористические контрасты — уже как бы последний этап работы художника над камнем.

О.Домье Большая лестница Дворца правосудия. 1848

И эти черты стиля полностью соответствуют тематической направленности, это все «нравственно-бытовой» жанр: лицемерие адвоката несравнимо по своему смыслу с отвратительным лицемерием короля-буржуа, а мелкие подлости обывателей — со зловещими действиями генерального прокурора. Об этом можно говорить с усмешкой, с иронией, это почти анекдоты. Все больше появляется в листах подробностей, интонация становится повествовательной, характеристики издевательскими, но не уничтожающими. Однако для развития французской гравюры эти литографии имеют значение лишь как переходные к поздним работам Домье.

Со второй половины 1860-х годов начинается последний период творческой активности мастера, характеризующийся видоизменением стиля его литографий под воздействием его собственной живописи. Если в 1830-е годы листы Домье при всей их пластической силе несли черты статичности и подчеркнутой скульптурности, то поздние его литографии определяет резкая и напряженная динамичность. Не пятно и не моделировка оказываются ведущими элементами, но линия, тяжелая, упругая, полностью лишенная грациозности.

Впервые черты нового стиля полностью проявляются в серии «Драматические наброски» (1864 — 1865). Интерес художника направлен здесь не на ситуацию, а на действие; волнистая, живая, грубоватая линия, обрисовывающая фигуры, условно и экспрессивно моделирующая формы, сообщает изображенным персонажам темпераментность. Эти рисунки, как и все лучшие литографии Домье, замечательны своей точностью, но точность эта не академического толка, это точность характерного, выразительного, при которой в одном жесте выражается весь характер. И еще одно существенное отличие от ранних литографий: на смену полной уравновешенности масс и темных и светлых пятен в поздних листах приходит очень динамическая, почти прихотливая игра света и тени. Здесь настолько воедино спаяны колористическое и изобразительное начала, что об этих литографиях Домье можно сказать, что в них рисунок и есть цвет.

Эти черты стиля полностью торжествуют в последней значительной серии — альбоме «Осада». Литографии были созданы в 1870 — 1871 годах, в период франко-прусской войны, осады и падения Парижа, конца Второй империи. Драматическая энергичность и стремительность световых контрастов и напряженная пульсация линии сообщают лучшим из этих листов небывалую до того экспрессивную подвижность. Художнику при этом уже нет необходимости изображать свои персонажи в активном действии, с выразительным жестом, в сложных ракурсах: движение выражено здесь в самом стиле, в графической манере. Оттого-то композиционный принцип ранних литографий (строгая центричность и симметрия) сохраняется и в листах «Это убило то», «Потрясенная наследством», «Пейзаж 1870 года». Некоторые черты статики, ощутимые в листах 1830-х годов, здесь полностью отсутствуют, их заменяет интенсивная действенность образа. Взволнованная страстность художника, мощная порывистость его графического почерка позволяют Домье передавать все оттенки активного внутреннего движения, от отчаяния в листе «Потрясенная наследством» и негодования в литографии «Это убило то» до драматического порыва знаменитой гравюры «Бедная Франция! Ствол сломан, но корни еще крепки» (1871).

И по масштабу своего творчества, и по его социальному влиянию, и по воздействию на литографию своего времени Оноре Домье кажется исключительной фигурой в графике 19 века. Его лучшие литографии — это менее всего карикатуры, в них есть глубокая серьезность, драматизм, монументальность. Его необыкновенный, виртуозный талант рисовальщика (вспомним, что Домье никогда не рисовал с натуры, а Ш. Бодлер говорил, что Домье рисует, как Энгр, и, может быть, лучше Делакруа) с удивительной легкостью разрешал все композиционные трудности. После него ловкость и элегантность рисунка в литографии ничего не значили, репутацию можно было завоевать лишь новой художественной концепцией, более современным мироощущением, открытием новых возможностей графики. Поэтому его творчество дало такой сильный толчок французской гравюре — офорту и литографии, и можно сказать, что в том, что почти все существенные достижения европейской гравюры 19 века связаны с Францией, заслуга, в первую очередь, Домье.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства