Главная arrow История arrow Английская гравюра 18 века arrow Подъем пунктирной манеры
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Подъем пунктирной манеры

Печать

Начало и высший подъем пунктирной манеры в стране связан с именем Франческо Бартолоцци. Как и его многочисленные ученики и подражатели Пелтро Уильям Томкинс, Чарльз Найт и другие, Бартолоцци чаще всего обращался к картинам и рисункам необычайно модных в то время иностранных художников Дж. Чиприани и особенно А. Кауфман, работавших в Англии. Он умел великолепно передавать нежно и условно раскрашенные чувствительные, часто слащавые и жеманные мифологические композиции этих художников. Не случайно Кауфман всячески поощряла репродуцирование своих произведений Бартолоцци, а Чиприани работал почти исключительно для него.

Ч.Найт Рыбная ловля. С  оригинала Р. Уестолла

Столь же удачно пунктир подходил для воспроизведения популярных жанровых картинок английских художников, особенно сельских сценок Дж. Морленда и изображений незатейливых сельских развлечений. К подобному роду гравюр относится лист ученика Бартолоцци Ч. Найта «Рыбная ловля», с оригинала малоизвестного художника-жанриста Р. Уестолла. Гравюра не слишком умела по рисунку, но нарядна и эффектна по разнообразным, более, чем обычно в пунктире, ярким цветам, с их нерезкими, но очевидными оттенками темного, почти черного, красноватого, вспыхивающего голубого.

Но скрупулезная, требующая большой тщательности исполнения техника пунктира с художественной стороны представляется довольно скучной и ограниченной в своих возможностях. Листы кажутся слишком однообразными, и характеристика индивидуальной манеры различных мастеров крайне затруднительна. Тем не менее лучшие работы самого Бартолоцци и некоторых других граверов выполнены со всем совершенством этой техники. Часто они репродуцируют не только работы названных художников, но и мастеров «большого» стиля.

К их числу прежде всего относятся репродукции с Рейнолдса, например «Портрет Лавинии Спенсер» (1787) Бартолоцци. Густая сеть мельчайших точек, сгущаясь в фоне портрета, разрежаясь в изображении фигур, создает тончайшую градацию тона. Художник мягко, плавными переходами передает нежный и обаятельный образ девушки. Здесь самому настроению модели, мечтательному и чуть задумчивому, более интимному, чем в обычных парадных портретах Рейнолдса, пунктир ближе, чем более сочное, торжественное и материальное меццо-тинто. Однотонность коричневатой краски, которую Бартолоцци вообще часто использовал (так же, как однотонную сероватую), не превращает лист в раскрашенную картинку.

Ф.Бартолоцци Портрет Лавыныы Спенсер. 1787

Многие листы в пунктирной манере отличаются несомненной декоративностью, но, как правило, им недостает свободы и живости. Современному зрителю они нередко представляются достаточно скучными и однообразно-манерными. Несмотря на все это, пунктир привлекал к себе многих мастеров. Среди них были и известные граверы в меццо-тинто Дж.-Р. Смит, У. Уорд, У. Дикинсон, Дж. Уотсон и другие. Глава английской школы пунктира Бартолоцци был в числе первых избран в члены созданной в 1768 году Королевской Академии художеств. Во второй половине 18 века слава пунктирной манеры и Бартолоцци вышла далеко за пределы Англии. Часто в это время на обучение к знаменитому мастеру приезжали художники с континента, среди которых был и русский пенсионер Академии художеств Г. Скородумов.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства