Главная arrow История arrow Французская гравюра 15-18 веков arrow Поиски новых техник гравюры
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Поиски новых техник гравюры

Печать

Вторая половина 18 века — период в истории гравюры, отмеченный исканиями в области техники. Граверы ищут новые способы воспроизведения в гравюре не только живописных оригиналов, но и рисунков карандашом, углем, сангиной, тушью, сепией, акварелью и гуашью. Резец и офорт, хотя и достигли к этому периоду технического совершенства, но как чисто линейные техники не могли отвечать новым запросам. Поиски иных технических приемов были вызваны и все возрастающим интересом французского общества к рисунку как самостоятельному виду искусства, представляющему собой первое непосредственное выражение творческой мысли художника. Широкое распространение получило коллекционирование. Любители собирали рисунки художников-современников и старых мастеров. Рисунки в большом количестве появлялись на выставках и в салонах. Интерес к рисунку, представляющему собой уникальное произведение искусства, вызвал и интерес к воспроизведению его в гравюре. Новые техники — карандашная манера, акватинта, лавис, пунктир давали возможность почти факсимильно передавать штрих карандаша или пастели, пятно, различные цветовые оттенки. Самой старой из этих техник была карандашная манера, предельно точно передающая рисунок карандашом, углем, сангиной, бистром. Она была изобретена во Франции Жаном Шарлем Франсуа, который начал свои опыты в 1740 году, а на утверждение Королевской Академии он представил их в 1757 году. Его работы, которые не поднимались выше среднего уровня, требовали дальнейшего усовершенствования, что было сделано уже его преемниками — Жилем Де-марто и Луи Мареном Бонне. Близкой к карандашной манере является пунктирная техника, получившая блестящее развитие в Англии. В 1780-х годах гравюра пунктиром появляется и во Франции. В этой технике работают Никола Франсуа Реньо, Жан Бонфуа, Сальваторе Треска. Но выдающихся граверов, которые поставили бы ее на должную высоту, эта техника не выдвинула.

Наибольшее распространение во второй половине века получают акватинта и близкий к ней лавис, которыми художники пользуются для воспроизведения рисунков кистью, тушью или сепией. Акватинта давала возможность передавать при повторных травлениях постепенную градацию тона. Первенство изобретения этой техники оспаривается несколькими граверами, но как правило эта честь приписывается художнику-живописцу Ж.-Б. Лепренсу, который в 1769 году официально заявил о своих опытах. Однако известна гравюра «Проект плафона» с рисунка Буше, исполненная Ж.-Ш. Франсуа в этой новой технике в 1758 году. По-видимому, каждый художник пришел к этому изобретению независимо один от другого. И каждый последующий изобретатель вносил что-нибудь новое в технику, в которой он работал. Известны многочисленные жанровые композиции, выполненные Лепренсом и талантливым меценатом-любителем Ришаром де Сен-Ноном, воспроизводившим в этой технике прелестные рисунки сепией Гюбера Робера, изображающие виды окрестностей Рима.

В 1770 — 1780-е годы наряду с новыми гравировальными техниками на металле, которыми первоначально граверы исполняли лишь одноцветные рисунки карандашом, сангиной, тушью, сепией, бистром, стали применять цветную печать. Впрочем, стремление к цвету, к живописности характерно для гравюры с самого ее возникновения. Оно проявилось сначала в подкраске оттиска, а затем в технике кьяроскуро. И те и другие разновидности гравюры мы видим уже в начале 16 века, главным образом в Италии и Германии. Но во Франции в 18 веке цветная гравюра переживает небывалый расцвет.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства