Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Поль Гаварни

Печать

Графическое творчество Оноре Домье полностью затмило всю современную ему сатирическую гравюру, авторы которой были так многочисленны. Анри Монье, Жан Гранвилль, Эжен Лами и десятки сейчас уже почти неизвестных мастеров ни по выразительности, ни по месту в истории графики, ни просто по своему таланту с Домье не сопоставимы. Один лишь Поль Гаварни популярен и до сих пор. Но этот художник, оставивший без малого три тысячи литографий, рядом с Домье — всего лишь увлекательный рассказчик, то весело, то с грустью повествующий о мире богемы. Гаварни как художник окончательно сформировался поздно, около 1850 года, и в листах последнего десятилетия проявил себя мастером легкого, элегантного рисунка. Его литографии, как правило, исполнены жирным карандашом, это, скорее всего, именно рисунки, тиражированные литографской техникой. Пластика многочисленных фигур из серий «Состарившиеся лоретки» (1851), «Разлучницы» (1853), «Двуполые» (1853), «Богема» (1853) однообразна и маловыразительна. В литографиях Гаварни очень важную роль играет подпись, чаще всего имеющая форму диалога: без нее многие листы оказываются просто непонятными.

П.Гаварни Лист из серии «Состарившиеся лоретки». 1851

К середине 19 века литография была искусством, имеющим уже значительные традиции, свою классику, своего признанного вождя. В то же время искусство офорта, по сути дела, не развивалось: классицистические тенденции выражались в резцовой гравюре (или в офортной ее имитации, как, например, в иллюстрациях Теодора Шассерио к «Отелло», 1844), романтики сразу же обратились к литографии. Казалось, что все возможности офортной техники исчерпаны мастерами 17 — 18 веков, никто из художников не решался идти за Гойей.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства