Главная arrow История arrow Западноевропейская гравюра 19 века arrow Поль Гоген – создатель новой гравюры на дереве
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Поль Гоген – создатель новой гравюры на дереве

Печать

Поль Гоген интересовался гравюрными техниками с конца 1880-х годов, он исполнил несколько литографий на цинке, офортный портрет Стефана Малларме, но обрел свою технику в гравюре на дереве, к которой обратился во время первого путешествия на Таити в 1891 — 1893 годах. Восхищавшийся искусством туземцев, особенно их татуировкой, Гоген был уверен, что они делают гравюры и даже специально разыскивал их у жителей острова. Когда эти поиски оказались, естественно, безуспешными, художник начал резать на дереве и сам с трудом сделал несколько оттисков. Позже они были отпечатаны в Париже небольшим тиражом его другом, художником Луи Руа.

Во время второй поездки на Таити (1895 — 1903) Поль Гоген также исполнил ряд ксилографии, оттиски с которых присылал в Париж. В 1921 году его сын издал в Копенгагене альбом с гравюрами отца, и именно тогда работы Гогена становятся известными. Поль Гоген отказывается от всяких намеков на валерное начало. Для него ксилография — это след плоскости деревянной доски на плоскости листа. Его гравюры построены на резких контрастных сопоставлениях белых и черных плоскостей, на ритме извилистых, длинных белых линий. Поль Гоген соединяет в своих листах декоративный элемент со специфической эмоциональной выразительностью: напряженность контрастов, подвижность различных ритмов и фактурное начало.

Уже одна из первых ксилографий Поля Гогена «Те Ро» (ок. 1893) замечательна ритмическим единством пятен и тем, как художник превращает белые и черные пятна в материальную массу. В одной из лучших его гравюр «Ноа Ноа» (ок. 1895) зрительное восприятие строится на борьбе противонаправленных ритмов: сопоставленные белые прямоугольники в одежде обеих женщин при разнице их масштабов придают листу пространственную глубину, тогда как орнаментальная крона дерева и белые извилистые линии внизу создают плоскостный ритм.

П.Гоген Ноа Ноа. Около 1895

Поль Гоген очень чутко понял необходимость введения в ксилографию некоторого намека на тон, чего он достигал тонкими параллельными штрихами, создающими определенную цветовую шкалу: белый, максимально черный и серебристый промежуточный цвет. Это обогащает сопоставления в гравюре, отдельные детали мы воспринимаем то как черные, то как светлые, в зависимости от того, с чем их сопоставляем. И наконец, пластическая активность гравюр еще более усиливается фактурным элементом, создающимся тем, что Поль Гоген кое-где вынимает черное не слишком чисто, оставляя следы резца, и от этого белое как бы набухает массой, приобретает плотность и силу.

При всей быстроте ритмов, планов и плоскостей он никогда не забывает о цельности гравюры, утверждая ее преимущественно построением композиции. В неисчерпаемых созвучиях линий и форм выражается ведущая идея всего искусства художника: тоска по гармоничному единству человеческой жизни и естественной жизни земли. Его произведения — это некий мир эмоциональной абстракции, воплощающий особое душевное состояние, освещенный своим особым солнцем, отчего свет и пластика в гравюрах лишены оптического иллюзионизма. Поль Гоген порывает с той системой видения и с той системой изображения, которые господствовали в течение всего 19 века в равной степени и у романтиков, и у импрессионистов. Впервые, может быть, в новой европейской гравюре экспрессия полностью преобладает над моментом изображения реальной сцены.

Как раз поэтому гравюры Поля Гогена в последние годы 19 века, когда в Европе господствовали разные направления постимпрессионизма, когда было так близко появление фовистов, кубистов и экспрессионистов, явились столь своевременно и оказали решающее воздействие на крупнейших мастеров ксилографии.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства