Главная arrow Духовность искусств arrow Популярность иконы "Троица"
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Популярность иконы "Троица"

Печать

Пожалуй, самой знаменитой храмовой иконой на Руси является «Троица» (1420-е), написанная Андреем Рублевым для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

 

Рублев избрал традиционный способ изображения триединого Бога, представшего человеку в образе трех ангелов, принявших облик отроков. Но все бытовые подробности ветхозаветного рассказа о гостеприимстве Авраама он опустил. Остались ангелы, трапеза, чаша с головой жертвенного тельца. Она служит знаком пира и предстоящей жертвы, ибо «закланный агнец» — общепринятый в христианстве образ Иисуса. За спиной ангелов виднеются Мамрийский дуб, дом и скала. Все внимание в иконе акцентируется на идее жертвенной любви к людям нераздельного триединого Бога.

 

Центром композиции является чаша с головой жертвенного тельца. Левый ангел — воплощение Бога Отца благословляет чашу. Это акт величайшей любви к людям, ради которых он обрекает своего Сына на искупительную жертву. Средний ангел — Бог Сын также благословляет чашу, соединяя с волей Отца свою волю. Это акт величайшего послушания, готовности принести себя в жертву во имя любви к людям. Справа склоняется Святой Дух Утешитель как символ грядущего Воскресения. Ветхозаветная Троица обретает тем самым смысл новозаветной евхаристии.

 

Идею жертвенной любви воплощают не только жесты божественной Троицы, но и сама форма евхаристической чаши, которая не раз повторяется в композиции. Чашу образуют линии подножий, ее форму воспроизводит трапеза. Даже в силуэтах фигур ангелов просматривается огромная чаша с погруженной в нее головой среднего ангела — Христа-агнца.

 

Гармоническое согласие трех душ Рублев показал через очертания круга (видимого и невидимого) как символа неба, божества и любви. Покатая линия плеч боковых ангелов и их ноги, слегка вытянутые к центру, склоненные головы составляют видимый круг. Этот круг повторяется в силуэте жертвенной чаши, ему мягко вторят округлые головы небесных гостей, осененные округлыми нимбами. Лейтмотив круга звучит в наклоне горы и дерева. Нарушение кругового ритма, скажем, вертикальным положением дома придает только большую гибкость изображению.

 

Незримый, «мыслимый» круг создают жесты и духовное взаимодействие ангелов. При этом фигура центрального ангела, слегка отклоненная от центральной оси влево, и смещенные вправо подножие и чаша дают гармоничную асимметрию, которая вызывает ощущение подвижности неподвижных фигур, их единства. Незримый, «мыслимый» круг вписан в незримый восьмигранник — символ бесконечности. Его образуют сечение подножий, абрис палат и горы, спины ангелов.

 

Свидетельством любви к родной земле, радения за нее служит колорит. Звучная красочная палитра Рублева кажется отпечатком сияющего летнего дня, на который приходится праздник Троицы на Руси. Она вызывает в памяти белые березки, синие васильки, зеленеющие луговые травы, золотистые колосья зреющей ржи, голубое небо.

 

Лейтмотивом творчества великого живописца было душевное согласие. Вероятно, поэтому в иконе нет ни движения, ни действия, но ощущается особая тишина и умиротворенность, в которую хочется погружаться без конца.

Последнее обновление ( 17.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства