Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Портреты Клода Меллана

Печать

Портреты Клода Меллана отличают живость и свобода, пластика форм, строгость композиции, которая напоминает композиции французских карандашных портретов 17 века. Художник дает погрудное изображение в центре листа, поле которого покрыто параллельными горизонтальными линиями. В своих лучших работах «Портрет доктора Пейреска» и «Портрет Пьера Гассенди» Меллан, избегая перекрестной штриховки, работает энергичными параллельными линиями, проведенными то с легким нажимом резца в освещенных местах, то врезанными и расширенными в тенях. Движение открытых линий, модуляция их нажимов создают впечатление наполненности изображения светом и воздухом, ощущение подвижности форм. На лице Пьера Гассенди, эпикурейца по своим убеждениям, человека, любящего жизнь, читаются нотки горькой иронии и скептического отношения к миру. Строгость композиции, позы, сдержанность графического языка подчеркивают собранность и внутреннее достоинство человека, сильного духом, способного понять и противостоять сложностям окружающего мира.

Портретное искусство Клода Меллана сыграло большую роль в формировании искусства другого мастера этого жанра, Робера Нантейля. Нантейль создал целую галерею портретов могущественных и знатных людей, занимающих видные государственные посты при Людовике XIV. Эти портреты — целая эпоха в истории Франции. В отличие от Клода Меллана, в гравюрах которого формообразующим элементом являлась линия, в портретах Нантейля господствует живописная, светотеневая проработка форм. Фон художник покрывает бархатистой штриховкой; постепенно высветляя черный цвет, он доводит его до серебристо-серого, оставляя блики белой бумаги в высветленных местах. Тонкая разработка тонов рождает ощущение мягкого перетекания форм, дающих иллюзию неповторимой пластики каждой модели, выявляет фактурные свойства бархата и шелка костюмов, кружев, подчеркивает мягкость тонов кожи, волос. Образы изысканны и полны величавого достоинства. При дворе Людовика XIV его работы пользовались особой популярностью. Нантейль был придворным художником, он изображал представителей высшего света, чье подлинное лицо скрыто под маской придворной лести и самообладания, поэтому портреты Р. Нантейля всегда идеализированны и несколько однообразны. В 17 веке в жанре портрета работали также граверы Жерар Эделинк и Антуан Массой.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства