Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы
Кольпоскопия обследование шейки матки патология шейки матки кольпоскопия.

Портреты экспрессионистов в гравюре

Печать

Э. -Л. Кырхнер Портрет Людвига Шамеса. 1917 Для экспрессионистов, стремившихся в своих произведениях к воплощению внутренней жизни человека, был характерен интерес к жанру портрета. Лучшие портреты экспрессионистов созданы именно в гравюре, а не в живописи. Портрет интересовал художников не столько с точки зрения всестороннего рассказа о духовной жизни человека, сколько для выявления в модели наиболее характерного, для передачи какой-либо одной сильной и выразительной стороны человеческой индивидуальности. В «Портрете Людвига Шамеса» (1917) подчеркивается уход человека в свой мир, полный интенсивного духовного напряжения. Состояние портретируемого передается зрителю благодаря сложной и насыщенной движением изобразительной конструкции листа. Кирхнер, прирожденный гравер, мастерски использует специфические средства изображения. В его ксилографиях штрих всегда играет особую роль. Гравер явно отдает предпочтение белому штриху, который местами переходит в сплошные белые пятна, контрастно подчеркивая выразительность темных глаз. В портрете почти не ощущается характерной для экспрессионизма деформации. В этом сказалось тонкое понимание художником особенностей материала гравюры — дерева, что было присуще лучшим работам экспрессионистов. Удлиненность пропорций, вытянутая композиция гравюры вторят форме распиленной вдоль доски.

К числу лучших произведений портретного жанра относится «Автопортрет» Эриха Хеккеля, одного из создателей и активных участников группы «Мост», выполненный в 1913 году в технике  ксилографии. Художник стремится передать внутреннее состояние модели. Привлекает острая характерность худого аскетичного лица с резкими чертами. Ломающиеся под острым углом линии, вторящие волокнам доски, передают складку посередине лба, заострившиеся скулы, преувеличенную асимметричность лица. «Деревянность» форм подчеркнута настолько, что мы почти осязаем их твердость, и тем сильнее ощущается активность взгляда. Кажется, что в этом «Автопортрете» живут и думают только глаза.

Сохраняя предметность в изображении реального мира, экспрессионисты отказывались от его непосредственно-чувственной трактовки, пытаясь передать некую скрытую за ним «внутреннюю сущность», что было вызвано обостренным восприятием и неприятием окружающей действительности. Отсюда своеобразная зашифрованность и символика в их работах. Пейзаж в гравюре Макса Пехштейна «Стадо» (1919) из серии «Деревня» дается в космическом плане. Сама манера работы гравера скупая, без лишних деталей, как бы утверждает значительность изображенного. Во всем подразумевается некая таинственная внутренняя сила высшего порядка. Отсюда — особая эмоциональная насыщенность пейзажа, недоступная простому восприятию, но требующая от зрителя такого же большого внутреннего напряжения.

Экспрессионисты группы «Мост» работали на досках большого формата. Поиски монументальности в гравюре свойственны большинству работ Карла Шмидта-Ротлуффа. Художник отдавал предпочтение ксилографии, но большую роль в его творчестве играла литография. К числу наиболее интересных произведений Шмидта-Рот луффа относится цикл ксилографии на религиозные сюжеты (1918 — 1919). Обращение к подобной теме явилось отражением трагических переживаний художника в современном мире, только что перенесшем ужасы мировой войны. Лист «Путь в Эммаус» (1918) поражает необычным характером и удивительной силой решения традиционной для западноевропейского искусства темы. Страдание здесь выражено откровенно, обнаженно, но это не натуралистическое изображение отталкивающих уродств действительности, как это проявилось позднее, например, в работах Отто Дикса. Шмидт-Ротлуфф как бы подыскивает художественные средства изображения, адекватные по силе воздействия безобразному, увиденному в действительности. Коренастые, угловатые фигуры с непомерно большими головами, огрубленные лица со схематически переданными чертами, условный пейзаж с острыми изломанными очертаниями предметов, лишь отдаленно напоминающими деревья или кусты, — эту сцену трудно отнести к какому-либо конкретному жанру. Художник сосредоточивает внимание зрителя на эмоциональном переживании. Характер деформации свидетельствует об увлечении гравера африканской скульптурой.

Художников-экспрессионистов, работавших в ксилографии, занимали проблемы цвета. В их графике, порой с очень сложными цветовыми сочетаниями, обнаруживается интерес к символике цвета, к плоскостно-декоративному построению композиции. Наиболее значительны работы Э.-Л. Кирхнера, который использует в своих гравюрах до десяти тонов.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства