Главная arrow История arrow Русская гравюра 16 начала 20 века arrow Построение древнерусской гравюры
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Построение древнерусской гравюры

Печать

Древнерусский ксилограф строил гравюру необычно с нашей современной оптической точки зрения. Может показаться, что, располагая фронтиспис на странице, он смотрит на него сразу с нескольких точек зрения (снизу, сверху, справа, слева), совмещая в своей композиции прямую и обратную перспективы. На самом деле это не так. Изображение подчинено не законам глаза, смотрящего на предмет, а глазу мастера, вырезающего из дерева красивую вещь, все части которой должны быть обработаны с равной тщательностью, без «невидных» сторон. Изображение сделано по закону декоративной симметрии, декоративного равновесия, наконец, по закону рельефа, где наиболее близкие части предмета уплощаются, удаляются от нас, а более дальние делаются нарочито объемно, приближенно к нам. Такая система декоративного зрения прочно скрепляла высокий материальный фронтиспис с плоскостью книжного листа — средней плоскостью рельефа.

В заставках ощущение материальности гравюры и ее высоты усилено черной краской. Граверы большинства старопечатных заставок строили гравюру не на белом поле бумаги, а резали гравюру как деревянный фриз, где узор выделялся светлым рельефом на темной плоскости доски. Граверам старопечатных заставок был необходим черный плотный, как бы материальный фон или хотя бы четырехугольная рамка, создающая впечатление бруска дерева или пластинки металла.

Кондратий Иванов Царь Давид. Фронтиспис Псалтири. Москва. 1615

Фронтисписы старопечатных книг, также ограниченные рамкой и большей частью плотные по фактуре, построены уже на ином графическом принципе. Здесь действует черный штрих на белом поле бумаги, которая служит граверу и материалом работы, и исходной композиционной поверхностью. Темные фронтисписы старопечатных книг, напоминающие крупный инициал, хорошо согласовывались с книжной страницей, белое плоское поле которой было покрыто сквозным черным узором букв. По этому же шрифтовому принципу строили и некоторые заставки (белые, отделенные черным контуром от белого поля бумаги, или черные на белом). Но такие неконтрастные заставки в книге мало заметны, не нарядны и не способны к сильному ритмическому удару, а потому не получили такого широкого распространения, как белые на черном. Фронтиспис для такого удара был достаточно массивен.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства