Главная arrow История arrow Западноевропейская гравюра 19 века arrow Появление мастеров ксилографии
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Появление мастеров ксилографии

Печать

В 1890-е годы появляются мастера ксилографии и иных направлений. Это главным образом гравюра декоративная: во Франции — цветная, подражающая часто японской, в которой работают Анри Ривьер и Тони Бельтран, а также Люсьен Писсарро, сын импрессиониста, живший долго в Англии. Собственно английская школа ксилографии близка к прерафаэлитам (иллюстрации Чарлза Риккетса, Чарлза Шеннона, Л. Писсарро). В это время организуются журналы, посвященные ксилографии: «Bois» и «Image» — во Франции, в Англии подобную роль играют издательства: «Kelmscott Press», «Eragny Press», «Vale Press».

Наиболее заметные ксилографы 1890-х годов во Франции и в Англии были связаны с гравюрой Гогена, стилистические черты которой они ввели в строгие академические рамки. Это Ф. Валлоттон и У. Николсон.

Ф.Валлоттон Отъезд. 1897

Швейцарец Феликс Валлоттон работал во Франции, входил в группу «Наби», сложившуюся под воздействием искусства Поля Гогена. Валлоттон весьма упрощает стиль последнего. От всего пластического богатства ксилографии Гогена он оставляет лишь два элемента: контраст черного и белого и ритмическую выразительность пятен. Живая, нервная поверхность гогеновских гравюр превращается у него в острую суховатую игру силуэтами, вся композиция как бы заключена между двумя плоскостями.

В знаменитой гравюре Валлоттона «Манифестация» (1893) есть очень точно взвешенное стремление к остроте и отрывочности композиции, все основное действие развертывается за пределами листа, фигуры срезаны краем. Ритм черных силуэтов убыстряется к верхнему полю, фигуры становятся все более гротескными, почти карикатурными, но во всем этом мы чувствуем спокойную уверенность мастера, все заранее рассчитавшего, нарисовавшего и обобщившего. Эта чисто графическая обобщенность формы, виртуозная безошибочность резьбы заставляет скорее восхищаться остроумием художника, чем сколько-нибудь эмоционально воспринимать его композиции. Звонкость сочетания черного и белого, отсутствие пространственной глубины приводит Валлоттона к чистому декоративизму. Ему не удалось избежать той орнаментальности стиля, которую Гоген разрушает напряженной борьбой планов и ритмов. И естественно, что Валлоттон работал в ксилографии лишь в 1891 — 1898 годах: его манера очень быстро исчерпалась.

Близок к Валлоттону Уильям Николсон. Известность ему создали альбомы ксилографий-портретов, где второй и третий цвет печатались обычно литографией. В этих портретах странно соединяется забота о чисто декоративном впечатлении от гравюры с почти фотографической характеристикой модели.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства