Главная arrow История arrow Русская гравюра 16 начала 20 века arrow Появление станковой ксилографии
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Появление станковой ксилографии

Печать

Во второй половине 17 века появляются станковые ксилографии в стиле икон северного письма («Зосима и Савватий Соловецкие», «Распятие с разбойниками»). Они сделаны профессионалами иконописцами в эпоху Соловецкого восстания (1670 — 1680-е годы), обращены к широкому зрителю и по своему назначению могут быть названы народными картинками. Очевидно, в это же время возникают иконы и молитвы фольклорного строя, которые положили начало развитию русской народной гравюры. Самый ранний датированный лист этого стиля среди дошедших до нас — бумажная икона «Архангел Михаил» 1668 года.

Неизвестный мастер 17 века Зосима и Савватий Соловецкие. Русский Север. 1670 — 168o-e годы

Подобные иконы «ни малого подобия первообразных лиц» не «являют», а если бы попались на глаза патриарху, вызвали бы его возмущение.

Однако ненайденность стиля народной гравюры в русских бумажных иконах и гравированных молитвах 17 века говорит о том, что народная картинка как определенный вид художественного творчества еще не сложилась. Ее авторами были в это время и профессионалы-иконописцы разных школ, и народные мастера, а граверами — резчики Московского печатного двора, монастырей, старообрядческих слобод и городские ремесленники. Раскол вывел русскую гравюру далеко за пределы книги и Москвы и связал судьбы русской гравюры с иным кругом мастеров.

Вместе с тем бумажные иконы 17 века — это не только явление общественной жизни России того времени, но и поиск новых эстетических норм. Разнообразие манер и различный профессиональный уровень исполнения русских бумажных икон и молитв 17 века позволяют предположить, что в их создании принимал участие самый широкий круг художников, отражая тем самым вкусы и художественные интересы народа.

Сразу же с возникновением первых бумажных икон наметилось существенное отличие их от древнерусской книжной ксилографии: в большинстве своем это гравюры плоские, замкнутые в плоскости листа.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства