Главная arrow История arrow Русская гравюра 16 начала 20 века arrow Появление станковой ксилографии

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Появление станковой ксилографии

Печать

Во второй половине 17 века появляются станковые ксилографии в стиле икон северного письма («Зосима и Савватий Соловецкие», «Распятие с разбойниками»). Они сделаны профессионалами иконописцами в эпоху Соловецкого восстания (1670 — 1680-е годы), обращены к широкому зрителю и по своему назначению могут быть названы народными картинками. Очевидно, в это же время возникают иконы и молитвы фольклорного строя, которые положили начало развитию русской народной гравюры. Самый ранний датированный лист этого стиля среди дошедших до нас — бумажная икона «Архангел Михаил» 1668 года.

Неизвестный мастер 17 века Зосима и Савватий Соловецкие. Русский Север. 1670 — 168o-e годы

Подобные иконы «ни малого подобия первообразных лиц» не «являют», а если бы попались на глаза патриарху, вызвали бы его возмущение.

Однако ненайденность стиля народной гравюры в русских бумажных иконах и гравированных молитвах 17 века говорит о том, что народная картинка как определенный вид художественного творчества еще не сложилась. Ее авторами были в это время и профессионалы-иконописцы разных школ, и народные мастера, а граверами — резчики Московского печатного двора, монастырей, старообрядческих слобод и городские ремесленники. Раскол вывел русскую гравюру далеко за пределы книги и Москвы и связал судьбы русской гравюры с иным кругом мастеров.

Вместе с тем бумажные иконы 17 века — это не только явление общественной жизни России того времени, но и поиск новых эстетических норм. Разнообразие манер и различный профессиональный уровень исполнения русских бумажных икон и молитв 17 века позволяют предположить, что в их создании принимал участие самый широкий круг художников, отражая тем самым вкусы и художественные интересы народа.

Сразу же с возникновением первых бумажных икон наметилось существенное отличие их от древнерусской книжной ксилографии: в большинстве своем это гравюры плоские, замкнутые в плоскости листа.

 
« Пред.   След. »
© 2020 История изобразительного искусства