Главная arrow История arrow Искусство Франции XVI века arrow Процессы, происходившие в архитектуре
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Процессы, происходившие в архитектуре

Печать

Процессы, происходившие в архитектуре, определили изменения, которым подвергалось убранство интерьеров,— и прежде всего мебель. Подчиняясь требованиям комфорта, она становится более удобной, разнообразной по видам, формам и нарядной. Вошли в обиход буфеты, «кабинеты»— сундучки с множеством ящиков и откидной доской для письма, укрепленные на подставках с ножками-стойками, кресла мягкие, обитые тканью. Изголовья кроватей, брусы столов, ножки кресел, филенки буфетов покрывались резь­бой. Любимым материалом становится орех, послушный в обработке, с игрой разнообразных золотистых оттенков на поверхности. Он превращается под резцом мастера в гирлянды плодов, ветви аканта, маски, целые сюжетные сцены, проникнутые наблюдательностью, порой — чувством юмора. От мебельщика требуется талант скульптора, спо­собного воплотить в произведении всю широту и жизнерадостность ренессансного духа.

В развитии французской мебели XVI века можно выде­лить два периода. Они отличаются характером применяе­мого декора. Первый приходится на годы правления Людо­вика XII и Франциска I, когда предпочтение отдавали гротескному орнаменту. Легкий, симметричный, состоящий из ритмически повторяющихся групп, включающих вазы с растениями, изображения реальных и фантастических животных, птиц, трофеи, медальоны, путти, он хорошо ло­жился на вертикальные конструктивные части. Следующий период падает на вторую половину века. В это время об­ласть изготовления мебели стала привлекать внимание архитекторов. Дю Серсо издал гравированный альбом типов мебели. В форме изделий видна тяга к математиче­ской выверенности пропорций, классическому равновесию. Обильный антикизированный декор — каннелированные колонны, пилястры, фронтоны, кариатиды — делает мебель похожей на архитектурные сооружения. Особенно сильно сходство со зданием в формах шкафов и буфетов, куда включаются такие элементы, как арки и портики. В тонком рисунке профилей, опор, карнизов сказалось влияние Де­лорма; в рафинированных низких рельефах, использовав­шихся наряду с объемной резьбой, можно заметить воздей­ствие манеры скульптора ГужонаШкаф-буфет, Иль-де-Франс.

Кроме резьбы по дереву, применялись и другие декоративные техники: роскошную мебель частично золотили; из Италии были привнесены инкрустация и интарсия (врезы­вание в деревянную поверхность предмета кусочков дерева других пород). При инкрустировании применялись сочета­ния слоновой кости, ценных металлов, цветных мраморов, паст. Из них создавались целые картины.

Другие виды прикладного искусства — такие как витраж и шпалера, были связаны с живописью и подражали ей, отчасти теряя свою специфику. В XVI веке в шпалерах стали копировать наиболее известные живописные произве­дения.

Небывалый успех выпал в XVI веке на долю француз­ской керамики. Оригинальность техник и высокий худо­жественный уровень характеризуют фаянсовые изделия, вышедшие из рук неизвестных мастеров Сен-Поршера и скульптора-керамиста Бернара Палисси.

Фаянсы мастерской Сен-Поршера делались для узкого и изысканного круга заказчиков. Об этом говорят королев­ские инициалы или эмблемы и гербы знатнейших француз­ских семейств, всегда украшающих изделия. Применяемая техника изготовления фаянса не давала возможности мас­сового производства. Заключалась она в следующем: на предмете, сделанном из светлой глины, выдавливался дере­вянной или металлической матрицей тонкий узор, который заполнялся глинами, окрашенными охрами или зелеными и синими красками; сверху изделие покрывалось прозрачной свинцовой глазурью и подвергалось обжигу. Сдержанная цветовая гамма придавала фаянсам благородство. Харак­тер растительного орнамента, античные мотивы соответ­ствовали духу времени. Но что более всего доказывало торжество нового вкуса — это форма изделий. Скромная солонка, например, превращалась в миниатюрный архитек­турный павильончик с пилястрами, фронтонами.

Последнее обновление ( 04.02.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства