Главная arrow Виды искусств arrow Происхождение русских былин
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Происхождение русских былин

Печать

Возражая взгляду Гампеля, считавшего, что всякое усвоение чужой культуры губительно для народности, Кондаков назвал этот взгляд антиисторичным. Говоря, что «вообще жизнь экономическая направляет народный быт независимо от политики», он исходил из того, что политические образования были непрочны и только экономическая жизнь давала развитию культуры устойчивое направление. Кондаков обратил внимание на отношение искусства Руси к степенному Востоку. Его интересовала роль кочевников в культурных связях Восточной и срединной Европы с Востоком, и он придавал им большое значение. Кондаков писал: «Кочевник по условиям своего быта являлся в древности естественным посредником в деле обмена культурных произведений отдаленных друг от друга культурных центров». Изучение древностей эпохи переселения народов убедило Кондакова и том, что «быт кочевников в известную эпоху шел впереди быта земледельческого по усвоению культурных форм, хотя бы эти формы касались исключительно личных украшений, уборов». Это справедливо и по отношению к ранним тюркам, в пору их появления на Дунае и в срединной Западной Европе.

Кондаков не мог не касаться вопроса о происхождении русских былин, в которых живы те же фольклорные образы, что и в древнерусском искусстве. Кондаков относил к Востоку всю былинную тератологию Руси. Былинные описания одежд и украшений знати имели, на его взгляд, реальное основание в художественных изделиях мусульманского Египта, Сирии, Месопотамии и Персии, где они еще в IX—X веках положили основание позднейшему «звериному стилю» изделий и Востока, и Запада. Поэмы и песни монгольских и тюркских племен представлялись ему, в известном смысле, прототипами русских былин. Однако из сравнения русских былин и тюркских сказаний он, в отличие от Стасова, делает тот неоспоримый вывод, что «из этого сходства обстановки, равно как из тождества деталей, нельзя заключить о непосредственной зависимости русских былин от тюркских песен», но что близость сюжетов говорит о связях культур древневосточной и новославянской. Здесь он проводит параллель с тем, как «по обилию львов, фантастических и крылатых зверей на древнейших греческих вазах археолог бесспорно заключает о связях, художественной и бытовой, древней Греции с переднеазиатским Востоком».

Раньше других русских ученых Кондаков дал определение задач изучения русского искусства со стороны особенностей его художественного языка и художественной формы: «История художественной формы в древнерусском искусстве, — писал он,— доселе как бы забывалась и наукой, и практикой». Метод  технического,   а  затем художественно-формального анализа вещей не удовлетворил Кондакова: «Все это очень подробно описывается, хотя все это можно видеть на приложенных рисунках, но все это не ведет к историческому анализу». Так же сокрушительно развенчивал Кондаков и метод мелочных археологических описаний всех встречающихся мотивов. Кондаков видел задачу в том, чтобы каждой форме найти отправную точку, так сказать, оригинал.

 

Последнее обновление ( 18.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства