Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Произведения национального Возрождения
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Произведения национального Возрождения

Печать

Французы создали наиболее совершенный вариант готи­ческого стиля: недаром в других странах его называли «французской манерой». Дух готики глубоко вошел в со­знание нации, ее вкусы. Мироощущение, рожденное эпохой Ренессанса, лишь медленно и постепенно отвоевывало ру­бежи в борьбе со взглядами, которые опирались на укоре­нившуюся готическую традицию. Для окончательного утверждения новых идеалов потребовалась смена несколь­ких поколений. Вплоть до конца XVI века сосуществовали средневековые и ренессансные формы в архитектуре; не­которые элементы готики прослеживаются в творчестве скульпторов и живописцев. Уже одно это не позволяло представителям классицистического искусства XVII века объективно оценивать усилия своих предшественников. Как следствие — небрежение к наследию XV века и насторо­женное, выборочное отношение к творчеству мастеров XVI столетия. Канонами, более близкими их программе, оставались античность и итальянское Высокое Возрождение.

Под напором этих авторитетов произведения националь­ного Возрождения вынуждены были отступить в тень, хотя и не исчезли вовсе. Многие из них, конечно, погибли в ре­зультате равнодушия или прямого вандализма, когда в ослеплении модой их уничтожали, чтобы дать место более современному. Но они, пусть безымянные и менее много­численные, сохранялись перед глазами потомков, незаметно влияя на формирование их вкусов.

Поредевшие, в какие-то моменты казавшиеся безнадежно устаревшими, они все же дожили до дней нового призна­ния. Интерес к ним пробудился в XIX веке, в среде роман­тиков, пытавшихся понять себя и свое время через забытое прошлое национальной культуры, увлеченно отыскивавших ее следы как в сохранившихся народных обычаях и обря­дах, так и в спрессованных временем архивных связках. В ризницах церквей, в старых родовых замках, на полках библиотек обнаруживали заброшенные фолианты, рисунки, полотна.


С этого момента до наших дней пытливый интерес к французскому Возрождению не только не угас, но, на­против, ширился и развивался. Он привел к созданию це­лой области искусствоведческой науки, которая прошла несколько ступеней от восстановления исторической обста­новки и культуры эпохи в целом и в некоторых частных ее моментах, от анализа и атрибуций отдельных произведений до философского осмысления явлений.

Кропотливые розыски и собирание памятников, изучение архивных материалов позволили исправить немало ошибок изустной традиции, многим анонимным работам вернуть имена их создателей, более осязаемо представить самих ма­стеров. Но все же и до сих пор существуют памятники без авторов и имена художников без достоверных произве­дений.

Горячие споры разгораются по поводу проблем нацио­нального стиля, его региональных разновидностей, меры самостоятельности французского гения в становлении ренессансной культуры, по поводу оценок творчества отдель­ных мастеров, о временных границах Возрождения во Франции. Решение этих вопросов перестало быть делом сугубо национальным — им занята мировая искусствовед­ческая наука. Уже ни у кого не возникает сомнения в зна­чении французского Ренессанса для общеевропейской куль­туры. Что же касается собственно Франции, важность этой эпохи как фундамента всего будущего ее культурного раз­вития совершенно неоспорима. Именно тогда закладыва­лись краеугольные камни искусства, признающего человека и окружающую его действительность за наиболее достой­ный объект художественного познания, именно здесь надо искать начала всех тех явлений, которые определили само­бытность французской национальной школы.

 
След. »
© 2018 История изобразительного искусства