Главная arrow История arrow Советская гравюра arrow Процесс возрождения творческой гравюры
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Процесс возрождения творческой гравюры

Печать

Когда мы всматриваемся в историю советской гравюры, то замечаем в разные периоды неравномерность развития отдельных ее видов, техник, жанров. В первые полтора десятилетия после революции ведущая роль принадлежит ксилографии, притом книжной. Середина 1920 — начало 1930-х годов — краткий, но яркий расцвет станкового офорта. Уже в те годы интересных результатов достигают советские художники в литографии (как книжной, так и станковой), а в 30-х годах эта техника становится доминирующей. В первой половине 40-х годов, во время Великой Отечественной войны, художников привлекала не столько гравюра, сколько рисунок для газеты, журнала, плаката. Конец 1940 — первая половина 1950-х годов —  время энергичного развития рисованной книжной иллюстрации, а с конца 1950-х годов мы вновь оказались свидетелями бурного подъема искусства гравюры, использующей уже собственную, советскую традицию в содружестве с другими видами искусства, в разных техниках, как в книжной, так и в станковой формах, находящей решение сложных проблем современной культуры.

Отечественная художественная критика уже в первые годы Советской власти угадала в советской гравюре незаурядное явление искусства, а участие наших графиков на международных художественных выставках начиная с 1920-х годов позволило проверить и подтвердить это положение в масштабе современной мировой культуры.

Процесс возрождения творческой (нерепродукционной) гравюры — одна из общих тенденций искусства большинства европейских стран начала 20 века. Как известно, этот процесс коснулся и русской гравюры. В конкретных условиях послереволюционной России он ускорился и не только вывел гравюру из состояния нерешительности, стилизации и разрозненных экспериментов, предпринимаемых отдельными мастерами в начале века, но внес в ее форму самые радикальные изменения.

Появление новой формы в искусстве, определяемое, как правило, стремлением человека переоценить собственное отношение к окружающему миру, было вполне закономерно и в советской гравюре первых послереволюционных лет. Отвлечемся от техник, видов, жанров гравюры и попытаемся представить общий композиционный строй графических листов, выполненных советскими художниками тех лет. Поражает прежде всего крупномасштабность (гомоцентричность) образа человека, нечто аналогичное тому, что происходило в итальянском искусстве эпохи Возрождения. В гравюрах П. А. Шиллинговского, П. В. Кузнецова, С. В. Герасимова, К. С. Петрова-Водкина сохраняется ощущение главенствующей роли человеческой фигуры в масштабе мира. Это ощущение не оставляет нас и при соприкосновении с книжными гравюрами, хотя их композиционный строй зависит от того, как относится к миру не только художник, но и писатель, его герои. «Натюрморт с книгой» Д. И. Митрохина (1926) или «Броневики» Н. Н. Купреянова (1918) подчиняются тем же закономерностям композиции. Ее центрами служат предметы, наделенные особой жизненной силой, олицетворяющие цельность, материальность и энергию нового мира.

 
« Пред.
© 2018 История изобразительного искусства