Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Работы Ангеррана Картона
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Работы Ангеррана Картона

Печать

Об Ангерране Картоне известно, что родился он в городе Лане, на севере Франции; не исключено, что его творческий путь начинался в парижской среде. Достоверно известно, что долгие годы жизни он провел в Провансе, работал в Эксе, в Арле и в Авиньоне. Здесь он и умер в 1462 году.

Пьета из Вильнев-лез-Авиньон 35. Ангерран Картон. Пьета из Вильнев-лез-Авиньон. Ок. 1457 

В последнее время все больше исследователей склонно считать Ангеррана Картона автором знаменитой «Пьеты» из Вильнев-лез-Авиньон (ок. 1457) (илл. 35). Во всяком случае, «Пьета» очень близка живописи Картона и стилисти­чески, и по величию, патетике чувства. На мерцающем зо­лотом фоне, где лишь в небольшой части слева проступает изображение зданий, символизирующих Иерусалим, рель­ефно вырисовывается скорбная группа: богоматерь с окоче­невшим трупом сына на коленях, Мария Магдалина и св. Иоанн.

У левого края коленопреклоненный донатор — один из самых запоминающихся и реалистических портретов XV века. Написанная в тех же размерах, помещенная почти в той же плоскости, его фигура вместе с тем отделяется от основной группы. Она как бы служит звеном, соединяющим зрителя и само «Оплакивание», через нее зрителю пере­дается непосредственная сопричастность трагедии.

Жесты и мимика сдержанны. В картине нет лиц, искажен­ных гримасами страдания. Персонажи «Пьеты» глубоко сосредоточены на своем горе, не дают ему прорваться на­ружу. Склоненные фигуры отделены от фона плавными очертаниями, передающими общую подавленность, но вну­три каждого силуэта линия вдруг становится беспокойной, угловатой, воплощая внутреннюю напряженность. В тор­жественный траурный аккорд сливаются краски — белые, золотые, синие, красные.

Ретабль де Бульбон36. Неизвестный мастер. «Ретабль де Бульбон». Прованс. Сер. XV века

Приблизительно в том же 1457 году была создана одна из самых суровых вещей XV века — «Ретабль де Бульбон» (илл. 36). Автор ее опять-таки неизвестен, но его принад­лежность провансальской школе несомненна. С одной сто­роны,   мистика  воскресения  Христа   или олицетворение Троицы воспринимаются у него как нечто обыденное, с дру­гой, едва ли не буднично развешанные на стене орудия страстей или грубый тесаный гроб приковывают глаз сверхъестественной материальностью. Резко выделяющиеся на темном фоне, размещенные очень рассредоточенно, в бес­покойном ритме, они исполнены пугающей значительности и той неестественной одушевленности, которой наделяла вещи в XX веке так называемая «метафизическая живопись» — направление в итальянской живописи, предшествовавшее сюрреализму. В неожиданной расстановке акцентов и за­ключен эффект мрачной отрешенности, производимый этой картиной.

К семидесятым годам, однако, взамен прежней немногословной величавости в живописи Прованса все больше дает о себе знать повествовательность. Хотя в передаче форм сохраняется обобщенность, сюжеты трактуются более жанрово, возрастает интерес к пейзажу. Особую роль в станов­лении этих традиций сыграл город Экс. Сюда из Анжера перенес свою резиденцию король Рене Анжуйский — кол­лекционер, поэт, живописец-любитель, покровитель худож­ников и писателей. Особую привязанность Рене Анжуйский питал к нидерландским художникам — наряду с француз­скими их было довольно много при его дворе. Их деятель­ность, несомненно, сказывалась и на все повышающемся у провансальских мастеров интересе к изменению света в различных условиях, и на всестороннем исследовании по­вседневности.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства