Главная arrow История arrow Русская гравюра 16 начала 20 века arrow Ранняя московская книжная ксилография
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы
Масла кастрол каталог.

Ранняя московская книжная ксилография

Печать

Ранняя московская книжная ксилография дала нам немало на редкость талантливых мастеров (Онисим Радишевский, Никита Фофанов, Кондратий Иванов, Федор Попов, Зосима, Иоасаф и другие), которых нельзя, однако, назвать в полном смысле этого слова мастерами гравюры, а скорее мастерами прикладного искусства.

Возможно именно потому, что московские граверы-книжные мастера делали совершенную и законченную по конструкции декоративно красивую вещь — гравюру и книгу, отделение гравюры от книги произошло в Москве довольно поздно, было делом нелегким, а развитие русской станковой гравюры связано, в основном, не с коренными граверами Московского печатного двора, а с совершенно иным кругом мастеров.

В первой половине 17 века в историческом развитии России происходит ряд существенных перемен. В это время окончательно сложилась русская нация, на общественную арену выступил новый класс — дворянство, «смутное время» и избрание нового царя поколебали веру человека в божественную незыблемость царской власти и усилили его веру в свои силы и свои права. Все это привело в середине и второй половине века к зарождению новой дворянской и посадской, пока еще рукописной литературы, к взлету национальной архитектуры и прикладного искусства, к возникновению икон «нового письма» и светской живописи, к попыткам создания театра, высшей школы, новой книги.

Гравюре принадлежала в этом процессе скромная, но значительная роль. Новшества московской гравюры второй половины 17 века непосредственно связаны с двумя крупнейшими событиями в истории России того времени — воссоединением с Украиной (1654) и церковным расколом (1667), которые способствовали разделению единой ранее русской культуры на три русла — церковное, придворное и народное искусство.

Московская книжная гравюра на дереве во второй половине 17 столетия уже клонилась к упадку: она потеряла свое назначение, своего зрителя и свое лицо.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства