Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Расточительная роскошь сеньоров и нищета крестьянства
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Расточительная роскошь сеньоров и нищета крестьянства

Печать

15. Братья Лимбурги. Июль. Миниатюра из «Богатейшего часослова герцога Беррийского». 1411 —1416

«Богатейший часослов», произведение необычное для своего времени по полноте рассказа о реальном мире, яви­лось своего рода трамплином для следующих поколений живописцев, не только Франции, но и Нидерландов также, причем последних особенно, поскольку там условия мирной жизни благоприятствовали развитию искусства. Во Фран­ции же в ближайшие годы после окончания часослова художественная   деятельность   еле   теплилась,   а после 1420 года главный ее центр — Париж оказался на долгие годы изолированным от культурной жизни страны.

Жизнь Франции на рубеже XIV—XV веков вся состоя­ла из контрастов: расточительная роскошь сеньоров и ни­щета крестьянства, ограбляемого непомерными поборами, мирное процветание торговли и ремесел и неотступная угро­за войны, нескончаемые придворные празднества и восста­ния горожан, подавляемые феодалами с варварской жесто­костью, утонченная культура рядом с невежеством и суеверием.

Политическая обстановка была напряженной. Уже пол­века французы защищали свои территории от англичан — шла Столетняя война. Ряд внушительных побед Карла V приостановил врага, и два последних десятилетия XIV ве­ка были временем некоторого затишья. Но на исходе сто­летия англичане возобновили военные вылазки, пользуясь трудностями внутренней политики Франции. С 1392 года король Карл VI в результате психического заболевания оказался неспособным к управлению страной. Ведение госу­дарственных дел перешло к Совету, в который входил млад­ший брат короля Людовик Орлеанский с ближайшими родственниками. Вскоре началась ожесточенная борьба за власть между герцогом Орлеанским и его дядей Филиппом Бургундским. Пока был жив Филипп, опытный дипломат, дело не шло дальше интриг. Но после его смерти в 1404 го­ду положение резко ухудшилось. Отношения между его наследником-сыном Иоанном Бесстрашным и Людовиком Орлеанским перешли в открытую вражду, окончившуюся убийством последнего. Междоусобная распря расколола Францию на два лагеря — бургиньонов и арманьяков (сто­ронников орлеанского дома).

Междоусобная борьба оборачивалась трагическими последствиями. Герцог Бургундский искал помощи у англи­чан и заключил с ними союз. Бургундские отряды англий­ских солдат  и полчища арманьяков опустошали страну.

Повсюду царил беспорядок, королевская казна опустела. Началась гражданская война. Измученный народ подни­мал восстания, охватившие Овернь, Пуату, Лангедок и До-финэ. В 1413 году поднялись сорок тысяч парижских ре­месленников под водительством Пьера Кабоша.

Тем временем англичане, пользуясь сложившейся об­становкой, начали новое вторжение. Французские крепости и города сдавались один за другим. 24 октября 1415 года при местечке Азинкур лицом к лицу встретились трина­дцатитысячная английская армия с пятнадцатитысячной французской. На небольшом плато, под дождем, в грязи тяжело вооруженные французские всадники двинулись на противника. Задние ряды напирали на передние, смешива­лись и топтали своих. Англичане же основную ставку сде­лали не на неповоротливых рыцарей, а на легкие, подвиж­ные отряды лучников. Это и предрешило исход битвы. Ни личный героизм, ни безумная отвага не спасли французских рыцарей — на пятьсот погибших англичан пришлось семь тысяч жертв со стороны французов, а полторы тысячи их вместе с герцогом Карлом Орлеанским попало в плен. Это поражение стало фактическим концом французского ры­царства. От столь сокрушительного удара оно уже никогда не смогло оправиться.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства