Главная arrow История arrow Искусство Франции XVI века arrow Размах и дух строительства замков
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Размах и дух строительства замков

Печать

Франциск I с 1527 года, после возвращения из Мадрида, где его удерживал в плену Карл V, перенес вни­мание на Париж и Иль-де-Франс. За следующие двадцать лет его царствования были построены или в корне переде­ланы многие замки. В новом замке Мадрид (разрушенном до основания в XVIII веке) впервые был применен план в виде неразделенного блока, треугольные фронтоны над окнами, украшение фасада майоликовыми медальонами, выполненными приглашенным во Францию флорентийцем Джироламо делла Робиа — представителем знаменитой семьи скульпторов, еще в XV веке применявших подобный убор на флорентийских зданиях. В Вилле — Коттере — впервые появляется поэтажное расположение ордеров, а в Сен-Жермен-ан-Лей — плоская кровля.

Размах и дух строительства этих замков красноречиво говорят об утверждении ренессансного взгляда на мир. Как городской собор был высшим воплощением готического зодчества, так Ренессанс полнее всего раскрывается в зам­ке-дворце.

Французские зодчие XVI столетия создали оригиналь­ный вариант национальной ренессансной архитектуры. Об­ращаясь к античности и опыту Италии, они не отказались от разумных, оправдавших себя на практике приемов и изобретений своих предков. Это проявилось и в использова­нии излюбленных строительных материалов — тесаного из­вестняка в сочетании с кирпичом, в сохранении некоторых конструкций, в придании живописности силуэтам зданий, особенно в верхних его частях, где, как и раньше, предпочте­ние отдавалось покатым кровлям с люкарнами и высокими стояками труб.

Значительное воздействие на дух французской архи­тектуры оказывала и окружающая природа. Среднефран-цузский ландшафт гармоничен: он сочетает массивы лесов и рощ, широкие просторы долин, плавные изгибы рек с округлыми очертаниями холмов; в его богатом разнообра­зии отсутствуют титанические контрасты, резкие столкно­вения противопоставляющихся форм. Этот пейзаж воспи­тывал чувства зодчих, как бы подчинявших композиции своих сооружений заданному им ритму.

Замок-дворец — наследник средневекового замка, и он сохраняет отдельные его черты, но, вместе с тем, уже сильно отличается от него. Уходит в прошлое неприступность наружных стен, хотя остается некоторая суровость внешних фасадов, особенно бросающаяся в глаза при сопоставлении их с нарядными фасадами, выходящими во внутренний па­радный двор. Вертикальная устремленность зданий хотя и остается, но смягчается, что, в частности, находит выраже­ние в широком применении карнизов, антаблемента, в пло­ских перекрытиях потолков. Французским зодчим свойст­венно особое использование окон в облике здания. Более удлиненные, чем итальянские, они обильно прорезывают стены, наделяя фасады выражением, можно сказать, радуш­ным. Их формы, убранство, разнообразные возможности ритмического распределения обыгрываются архитекторами с богатой выдумкой.

По-прежнему в создании декоративного оформления замка активно участвует скульптура, но ее содержание со временем совершенно меняется: скульпторы пользуются исключительно античными и ренессансными мотивами.

Последнее обновление ( 04.02.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства