Главная arrow Виды искусств arrow Развитие ирано-сасанидского искусства
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Развитие ирано-сасанидского искусства

Печать

Сущность ирано-сасанидского канона складывается из совокупности его идей, структуры образа и строения формы. Развитие сасанидского искусства проходит три основных этапа. Первый этап времени восхождения феодальной империи сасанидов (от воцарения Сасанидов до середины IV в.) отмечен монументальной стилизацией индивидуальных черт царя и выработкой типического идеала «царя-царей». Второй этап от середины IV века до конца V века отмечен закреплением черт искусства в определенном каноне. Третий этап — VI век и до падения власти Сасанидов в середине VII века отмечен признаками разрушения созданного ранее канона (утрата не только индивидуальных, но и типических черт натуры, потерей объема, преобладанием плоского, отчасти узорного рисунка).

Главная идея ирано-сасанидского канона — показ величия обожествленной власти. На скальных рельефах в Накши-Рустаме, Накши-Раджабе, Таки-Бустане, Фирузабаде и Биша-пуре мощно звучит одна тема — триумф царя (Ардашира I, Шапура I, Бахрама I, Бахрама И, Нарсе, Шапура II, Ардашира II, Шапура III, Пероза). Она варьируется как инвенститура, победа над коленопреклоненным или поверженным соперником, тройная сцена с участием членов семьи или как царская охота, где звери и животные приведены в стремительное движение и только массивная фигура правителя строго канонична. Действие канона становится особо ощутимым в VI— VII веках, когда суровое, сверхчеловеческое величие власти лишает образ царя значения исторически-конкретной личности. Портрет царя превращается в зримый знак отвлеченной идеи. В результате иконография царей Сасанидов этой поры устанавливается с наибольшей полнотой не по лицам, а по коронам и другим регалиям.

Не раз указывалось, что раннесасанидские скальные рельефы III—IV веков сохраняют черты античной пластики, более поздние (Таки-Бустан) — условно обобщены. Но и там, где фронтальность отсутствует, как в сценах, где Ардашир I ударом копья сбрасывает с лошади Артабана или Шапур I тем же приемом выбивает из седла парфянского визиря, дух строгой торжественности сохраняет все то же чувство возвышенной праздничности и триумфа, возвращенное еще эпохой парфян.

Выражению той же идеи служит и сасанидская посуда из драгоценных материалов. При всем разнообразии сцен и здесь присутствует ряд избранных композиций, имевших значение канона. Всадник, как правило, стреляет в новом варианте «летящего галопа», когда правая рука натягивает тетиву лука, а все четыре ноги лошади лежат на общей прямой. Так изображались на чашах Шапур II (310—379 гг.), Хусрав II (590— 628 гг.). Или царь поражает зверя кинжалом все тем же движением— будь он пеший (Шапур III, 383—388 гг.), или оседлав оленя (Шапур II, 310—379 гг.). Так же каноничны тронные сцены, где построение фигур, стоящих «стеной», лицом прямо, создает впечатление фронтальности.

 

Последнее обновление ( 18.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства