Главная arrow История arrow Советская гравюра arrow Развитие литовской граввюры
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Развитие литовской граввюры

Печать

Заявила о себе как о целостном художественном явлении и гравюра республик Советской Прибалтики. Литва ранее других республик обозначила тенденцию к сложению самобытной национальной школы. Первыми, кто сумел живо, без стилизации, в целях современности использовать глубинную народную традицию искусства, были художники, чей творческий путь начался еще в 1930-х годах: В. М. Юркунас, М. А. Булака, Й. М. Кузминскис. К ним присоединились молодые талантливые мастера, за короткий срок сформировавшие школу, сильно повлиявшую на развитие гравюры в других республиках.

Конец 1950 — начало 1960-х годов для Литвы — время быстрого и бурного расцвета книжной и станковой гравюры. Ксилография почти полностью вытеснила из книги рисунок. В станковой графике линогравюра и ксилография тоже оказались главенствующими техниками. Художники осваивали традиции лубка, средневекового витража, деревянной крестьянской скульптуры и других видов народного искусства. Эту работу начали еще в 1920 — 1930-х годах литовские графики старшего поколения. В решении современных задач искусства их ученики во многом обогнали учителей, но продолжают чтить их как создателей своей профессиональной традиции.

В это время в литовской гравюре сильно стала ощущаться стадийность ее развития по поколениям мастеров: старшее поколение — Витаутас Юркунас, Мечисловас Булака, Антанас Кучас, Йонас Кузминскис; второе поколение художников, создавших наиболее значительные произведения в конце 1950-х годов, — это Альбина Макунайте, Альгирдас Степанавичус, Бируте Жилите, Стасис Красаускас, Витаутас Валюс, Сигуте Валювене, Лили-Янина Пашкаускайте, Леонас Лагаускас, Алдона Скирутите, Ядвига-Бируте Демкуте, Эдуардас Юренас.

В.Красаускас, Иллюстрация к поэме Ю.Марцинкявичуса «Кровь и пепел», 1960   Рассматриваемый период был наиболее плодотворным и цельным для литовской гравюры. В это время выработались общие принципы современного стиля в пределах национальной школы. Литовская гравюра развивалась в контакте с современным монументальным искусством: в ней можно было найти много черт, общих с современным литовским витражом, монументальной живописью и скульптурой. Для некоторых художников гравюра оказалась даже как бы мостом к собственным опытам в монументальной или театральной живописи (А. Степанавичус, Б. Жилите, Р. Гибавичус). Кроме того, как наследники большой народной традиции литовские художники всегда оставались «делателями вещей», вещей полезных, приложимых к каким-то совершенно конкретным условиям потребления. Литовские граверы применяли этот принцип не только в книге (где это естественно), но и в станковой графике. Ведь станковая гравюра, в конечном итоге, мыслится ими включенной в определенный интерьер, то есть становится предметом быта и поэтому приобретает некоторые общестилистические черты, роднящие ее с прикладным искусством. К таким признакам в первую очередь относится декоративизм, связь изображения с обрабатываемой поверхностью (в данном случае с плоскостью листа), соразмерность с масштабами обычного жилого интерьера. Эти качества как постоянные свойства присущи станковым гравюрам литовских художников.

Важно и то обстоятельство, что воплощение в искусстве гражданственных идеалов решалось в Советской Прибалтике в общегосударственном масштабе, в ходе осуществления плана монументальной пропаганды, что в соединении с широким градостроительством создало благоприятную среду для развития монументальной скульптуры, фрески, витража. Станковые же произведения графики, находившие применение в камерной сфере, построены на других, более интимных интонациях. Помимо того, из-за принципиальной возможности представить станковую гравюру вне утилитарного применения (например, как альбомную графику), художник получал естественный стимул вести как бы исследовательскую работу по выявлению своего собственного отношения к миру, по изысканию новых средств художественной выразительности материала. Поэтому даже в самых декоративных гравюрах всегда присутствуют сосредоточенность и серьезность, что повышает их художественную содержательность и интеллектуальную ценность.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства