Главная arrow История arrow Русская гравюра 16 начала 20 века arrow Развитие русского медного лубка
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Развитие русского медного лубка

Печать

Родоначальниками медного лубка считаются братья Алексей и Иван Зубовы, граверы-профессионалы первой четверти 18 века. В конце 1720 — начале 1730-х годов, потеряв государственные заказы, они обосновались в Москве и занялись гравированием народных картинок «ради дневного пропитания». Но работы Зубовых в лубке не сыграли заметной роли, так как не были произведениями народных мастеров, не являлись изобразительным фольклором. По замыслу и манере они представляют собой ремесленный вариант их профессиональных гравюр и обнаруживают полную художественную растерянность этих мастеров: «лубки» в стиле официальной гравюры эпохи Петра пришлись не по вкусу москвичам.

Возникновение и развитие русского народного лубка на меди связано, по существу, не с Зубовыми, а с московской школой гравюры конца 17 —  начала 18 века Леонтия Бунина, Василия Киприянова и граверами-серебряниками царского села Измайлова, которые гравировали лубки, не бросая работы по серебру. В этой среде бережно хранили декоративные традиции искусства граверов Оружейной палаты 17 века, в духе которых стали работать и Зубовы.

Московскую школу медного лубка второй четверти — середины 18 столетия, помимо Зубовых, представляют: Алексей Ростовцев, Иван Любецкий, Мартин Нехорошевский, бывшие граверы и ученики Санкт-Петербургской типографии, «костромского ухорского яму» ямщик Андрей Тихомиров, Василий Кудрявцев и ряд других мастеров, чьи имена нам не известны. Среди них видное место занимают два безымянных гравера, одного из которых можно условно назвать Мастером черного глаза, другого — Мастером светлого глаза. При гравировании мелких фигур первый обычно делает глаз слитно, обозначая зрачок и радужку черным пятном, второй обводит черную точку зрачка светлым кольцом, что создает впечатление светлого глаза. Мастеру черного глаза принадлежат лубки «Прусский драгун и российский казак», «Черный глаз, поцелуй хоть раз», «Аптека, целительная с похмелья» и, возможно, один из вариантов лубка о ките, пойманном в Белом море в 1760 году.

медный лубок, Черный глаз, поцелуй хоть раз. Середина 18 в.

К числу работ Мастера светлого глаза, который был, очевидно, московским резчиком по серебру, относятся лубки «Рейтар на петухе», «Рейтарша на курице», «Голландский лекарь и добрый аптекарь», «Фабол о безместном дворе». Быть может, со временем удастся связать их с уже известными нам именами (например, поставить знак равенства между Андреем Тихомировым и Мастером черного глаза).

В последней трети 18 века ярославский купец Илья Ахметьев, промышлявший лубочным производством еще с 1740-х годов, основал в Москве фабрику медного лубка. Здесь печатали не только новые народные картинки, но делали оттиски с досок 17 — начала 18 века работы Симона Ушакова, Афанасия Трухменского, Василия Андреева, Леонтия Бунина, Василия Киприянова, а порой выполняли злободневные правительственные заказы.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства