Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Развитие жанра портрета

Печать

Одним из самых значительных достижений французского искусства 16 века было развитие жанра портрета. Великолепные карандашные портреты были созданы Франсуа Клуэ, Пьером и Даниэлем Дюмустье. Расцвет портретного жанра в эпоху Возрождения был связан с общим направлением развития искусства этого времени, проявившимся в стремлении к познанию окружающей жизни, к освобождению человека от пережитков религиозного средневековья. «Портрет Франциска I», гравированный в 1536 году Жаком Прево, один из ранних образцов портрета в резцовой гравюре. Портрет отличается острой выразительностью образа. Изображение строится на контрастном сопоставлении больших темных плоскостей, покрытых мелкой сплошной штриховкой, и светлых пятен, тревожно вспыхивающих то на лице Франциска, то играющих бликами в волосах, в складках плаща, украшениях. Динамика контрастов света и тени, асимметричность и некоторая перегруженность композиции придают листу черты напряженного драматизма. В гравюре «Портрет Генриха II», исполненной Рене Буавеном, дано профильное изображение короля, вписанное в овал орнаментальной рамы. Оно выглядит легким и воздушным. Чистота и ажурность графической манеры гравера создают образ пластически ясный, легко обозримый и вместе с тем парадно-представительный. Портреты Тома де Лё, награвировавшего более двухсот работ этого жанра, сделаны на основе рисунков с натуры. Они отличаются композиционным однообразием: в плоскую овальную раму художник свободно вписывает погрудное изображение модели в трехчетвертном повороте, остро схватывает индивидуальные черты портретируемого, его характер, позу.

Завоевания французской гравюры 16 века легли в основу ее дальнейшего развития. В 17 веке гравюра Франции занимает одно из ведущих мест в искусстве стран Западной Европы. Расцвет искусства Франции, и гравюры в частности, был связан с процессом сложения единого государства, с формированием национальной школы искусства. Однако к началу 17 века он находился лишь в стадии своего формирования. События Смутного времени, гражданских войн конца 16 века оказали пагубное влияние на художественную жизнь страны. В таких очагах искусства, как Париж и Фонтенбло, искусство угасало. Здесь трудно было встретить оригинального и самобытного мастера, и то, что создавалось в этот период, редко выходило за рамки достижений предшествующих поколений. Это касалось и гравюры.

Новые силы вливаются в искусство из среды провинциальных художников. Средоточием искусства становится Лотарингия, которая с давних пор была связана с Францией общностью языка и историко-культурными традициями. Творчество двух замечательных офортистов Жака Белланжа и Жака Калло открывает одну из первых страниц французского искусства этой эпохи. Не в живописи и скульптуре, а в графике, искусстве более подвижном, было впервые сказано новое слово.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства