Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Рельефы Мишеля Коломба

Печать

Среди ваятелей начала века наиболее выдающимся был Мишель Коломб. Этот потомственный скульптор родился около 1430 года, но ранние его работы либо не сохранились, либо остаются неопознанными. Деятельность Коломба про­текала в Турени, заказчиками его были и герцог Бур-бонский, и король. Позднюю манеру хорошо представляет гробница родителей королевы Анны Бретанской в городе Нанте, законченная в 1508 году, и рельеф «Св. Георгий, борющийся с драконом» 1509 года.

Проект гробницы был разработан в 1493 году Жаном Перреалем. Исполнителем назначен Мишель Коломб. Фор­мы надгробия традиционны: двухъярусный саркофаг с те­лами покойных на плите, в верхнем ряду — изображения пророков и святых; в нижнем — рельефные медальоны с фигурами плакальщиков; по углам — четыре аллегори­ческие добродетели, представленные в виде нарядно одетых молодых женщин. Коломб убедительно передал анатомию фигур, естественно и живописно расположил ткани одежд, выразительно воспроизвел позы плакальщиков. Ему свой­ственны тщательная обработка мрамора и большое внима­ние к детали. Особо следует упомянуть декоративные эле­менты — раковины-конхи, пилястры с коринфскими капи­телями, арабеск, не предусмотренные рисунком Перреаля. Использование такого рода мотивов недвусмысленно гово­рит об интересе скульптора к итальянскому искусству. Мишель Коломб. Св. ГеоргийМишель Коломб. Св. Георгий. 1509 

В том же духе выполнен и рельеф со святым Георгием, поражающим дракона, где эта сцена обрамлена пилястрами и карнизом с гротескным ренессансным орнаментом (илл. 60). Для создания иллюзии пространства Коломб прибе­гает и к сокращению фигур, и к разной высоте рельефа. Очень детально проработан пейзаж: скульптор умеет пока­зать и слоистое строение скал, и выпуклые камни, и пучки трав на передней площадке. Но главное достоинство ра­боты и ее притягательность в мягкой моделировке объемов, в сложной игре света и тени на поверхности мрамора.

Коломб изваял этот рельеф по заказу кардинала Жоржа д' Амбуаз для его замка Гайон. Крупный политик, меценат, человек высокой культуоы и передовых вкусов, Жорж д'Амбуаз предпринял в 1501 году коренную пере­стройку замка Гайон в Нормандии. Через десять лет на месте средневекового сооружения стоял первый во Франции загородный дворец, в котором соединились готическая строительная техника с итальянизирующей декоративной пластикой. Работали здесь, как и в большинстве ранних замков XVI века, в основном французские мастера, про­шедшие старую школу. Им оставалась чуждой итальянская архитектурная концепция, основанная на ином понимании равновесия тектонических масс. Должно было пройти не одно десятилетие, пока возмужало новое поколение, менее связанное традициями и способное мыслить новыми кате­гориями. А пока заказчик, который хотел, чтобы его жи­лище было похоже на пленившие его заальпийские палаццо, довольствовался заимствованиями внешних признаков.

Именно таким был Гайон. Первый этап, этап возведе­ния здания, целиком связан с именами французских ма­стеров — Гийома Сено и Пьера Делорма. А за два года до окончания главенствующее положение заняли скульпторы-итальянцы. И хотя рядом с ними работал Мишель Коломб, ведущая роль принадлежала не ему.

Последнее обновление ( 04.02.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства