Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Ремесленная обработка камня
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Ремесленная обработка камня

Печать

Все эти изменения, однако, не выходят за рамки устойчивых традиций средневекового зодчества. Мастера-камен­щики XV века по-прежнему пользуются строительными приемами и конструкциями, разработанными предшествую­щими поколениями. Но рядом с традиционным крестовым сводом все чаще используют звездчатые и сетчатые, разно­образятся очертания арок, опорные столбы дробятся на бесконечное число истонченных колонок, предпочтение отдается текучим переходам одной формы в другую. Конструкция зрительно исчезает за изощренной декорацией. Не­бывалой  виртуозности  достигает  ремесленная обработка камня, хотя подчас она и впадает в известную сухость. Ри­сунок каменных переплетов окон, сквозной геометрический орнамент балюстрад все более разветвляется. Его изви­листые линии складываются в форму, схожую с колеблю­щимся языком пламени. Отсюда и возник в применении к позднеготической архитектуре термин «пламенеющая го­тика». Постройки пламенеющего стиля оставляют впечат­ление большой хрупкости и все дальше уходят от мону­ментальности. Порою, при взгляде на эти сооружения, кажется, что строитель мыслил не как зодчий, а как декора­тор, что конструкция служила для него только поводом для воплощения декоративных фантазий.

 

В городах продолжается возведение церковных зданий, но в большинстве случаев это доделка   начатого раньше: завершается строительство соборов в Бове, Сансе, Лиможе, Санлисе, Бурже, появляется Мясная башня и боковые порталы руанского собора, над Шартрским собором возно­сится северная башня, в Париже аббатство Сен-Жак строит пятидесятиметровую башню, до сих пор остающуюся одним из приметных ориентиров в центральной части го­рода; интерьеры церквей украшаются оградами, хорами, ка­федрами.

Что касается новых церквей, то, во-первых, их строится немного, а во-вторых, они уступают своим предшественни­кам и в размерах и в величии. Довольно камерны церковь Сен-Вульфрам в Аббевилле с ее усложненной декорацией фасадов и похожая на нее церковь Сен-Морис в Лилле, пол­ная грации церковь аббатства Мон-Сен-Мишель и скрытая пеной каменного кружева церковь Сен-Маклу в Руане, в ко­торой вертикальное движение декора как бы стремится преодолеть устойчивость каменной массы. Представляет, конечно, исключение другая руанская церковь — Сент-Уан, обширная и более строгая, но план и размеры этого здания были определены еще в начале XIV столетия, при закладке.

29. Церковь Сент-Уан

 Позднеготические соборы окружаются пристройками — капеллами. Раньше владельцем небольшой частной церкви-капеллы мог быть только король. Но уже в XIV веке, а в XV — особенно, отдельные люди, семьи или корпорации строят собственные капеллы. Явление значительное, свя­занное также с процессом самоутверждения человека.

Церковники охотно продавали своим богатым прихо­жанам право пристраивать капеллы к хорам или размещать их между контрфорсами собора. Капелла предназначалась для заказных служб и была также усыпальницей. Строи­тельство ее начинали еще при жизни и не скупились на украшения: ведь тем самым надеялись обеспечить загроб­ное блаженство души и долгую память потомков, да и сует­ное желание быть не хуже других играло здесь не послед­нюю роль.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства