Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Ремесленники покидают Париж во время его окупации
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Ремесленники покидают Париж во время его окупации

Печать

Последовало пять страшных лет кровавых междоусобиц, голода, медленного, но неотвратимого продвижения врага в глубь страны, осад, поражений и, наконец, оккупации Па­рижа в 1420 году.

Большая часть населения, особенно ремесленников, чей труд не находил себе применения, покинула его. Прекрати­лось всяческое строительство, а вместе с ним и производство витражей, которыми славилась столица; остановилась жизнь в еще недавно знаменитых шпалерных мастерских. Ткачи перебирались в другие районы, главным образом во владения бургундских герцогов, не тронутые войной, и во Фландрию — приток искусных парижских мастеров немало способствовал расцвету там шпалерного дела. Уходили из оккупированного города и многочисленные художники-миниатюристы.

Последовало пять страшных лет кровавых междоусобиц, голода, медленного, но неотвратимого продвижения врага в глубь страны, осад, поражений и, наконец, оккупации Па­рижа в 1420 году.

16. Мастер часослова Рогана. Мертвый перед судом бога. Миниатюра из «Часослова Рогана». Ок. 1418—1425

Наверное, одним из таких скитальцев, нашедших при­станище в городе Анжере, был автор так называемого «Ча­сослова Рогана». Трактовкой пространства, подробностями рассказа он напоминает мастера «Часосло­ва Бусико» и Лимбургов, но отличительным свойством его миниатюр является их большая экспрессивность. Очевидно, эта возбужденность, эта тревожность порождены мрачными коллизиями эпохи. Даже в сценах сельского труда фигуры показаны в резких, стремительных движениях. Трагедий­ность достигает высшего накала в сценах страданий и смерти — призрачные ангелы мечутся в звездных небесах, откуда с горечью взирает на окровавленный труп Христа старец-бог; в бессильном отчаянии готова упасть к мерт­вому сыну богоматерь.

Кое-кто из парижан все же не хотел покидать насижен­ного места и приспосабливался, как-то находя средства к жизни. Из немногих сохранившихся памятников, создан­ных в этой среде, наиболее значителен роскошно украшен­ный евангельскими сценами и сюжетными медальонами «Миссал», заказанный в 1423 году герцогом Бедфордским, английским регентом во Франции . Миниатюры выполнены в разной манере, из чего можно сделать вы­вод, что работало над ними несколько художников и что существовала объединявшая их мастерская. Однако имена их нигде не упоминаются, ничего не известно и об условиях их работы. Оставалась ли эта мастерская одинокой, были ли в Париже другие, подобные ей, неизвестно. Не вызы­вает сомнений только то, что деятельность парижских ми­ниатюристов не прекращалась.

Последовало пять страшных лет кровавых междоусобиц, голода, медленного, но неотвратимого продвижения врага в глубь страны, осад, поражений и, наконец, оккупации Па­рижа в 1420 году.

17. Мастер миссала герцога Бедфордского. Поклонение волхвов. Миниатюра из «Бедфордского миссала»

Крупными культурными центрами Франции в конце XIV — начале XV века были Пуатье и Бурж. Здесь, в бывших владениях герцога Беррийского, уже известного нам по его связям с живописцами и миниатюристами, до сих пор сохраняются части великолепных скульптурных и витражных ансамблей. Витражи начала XV века из Сен-Шаиель в Бурже (теперь в крипте собора этого города) оста­лись редчайшим примером когда-то обильных произведений такого рода. И они тем ценнее, что, будучи выполненными в манере, близкой парижской, дают также более полное представление о характере плохо сохранившихся работ столичных витражистов.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства