Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Репродукционная гравюра

Печать

Широко развернувшееся дворцовое строительство вызвало к жизни небывалый расцвет декоративного искусства и, в частности, орнаментальной гравюры. В этой области работали такие крупные мастера, как Жан Лепотр и Даниэль Маро, которые специализировались на изображении различных плафонов, ваз, алтарей, лепных украшений, ювелирных изделий, часов, люстр и вышивок тканей. Гравированные в технике офорта и изданные в виде альбомов, они служили образцами для украшения дворцов Версаля, Марли, Парижа. Памятником графического искусства, который воздвиг себе французский абсолютизм 17 века, было собрание гравюр, известных под названием «Cabinet du Roi». Оно было исполнено по заказу короля и издано в виде увражей в дорогих кожаных переплетах с золотым тиснением. Сюда входило изображение королевских дворцов, великолепных парков, придворных празднеств, театральных представлений, планов сражений. Репродукционная гравюра с живописных произведений составляет значительную часть этого собрания. Само слово «репродукционная гравюра» не совсем точно определяет гравюру этого типа. Мастера 17 века, гравируя произведение, сделанное другим художником, стремились не только точно передать его во всех деталях, но всегда вкладывая в работу элемент творчества. Задача перевода живописного произведения в гравюру, оперирующую лишь черным и белым, требовала от художника напряжения творческой мысли, технической выдумки, тонкого проникновения в художественный строй воспроизводимого произведения и большого количества времени, так как процесс гравировки достаточно трудоемкий.

Среди мастеров репродукционной гравюры особое место принадлежит Жерару Эделинку. Современные ему художники считали за честь, если их произведения брался гравировать этот мастер. Гравюра «Кающаяся Магдалина» с картины Ш. Лебрена — одно из наиболее характерных произведений гравера. Подобный сюжет считался благородным и возвышенным, а его торжественно-патетическая интерпретация соответствовала духу эпохи классицизма. В образе Магдалины подчеркнута прежде всего патетика страдания и раскаяния. Эделинк с большим мастерством исполнил тонкой гравировкой резцом почти скульптурную пластику женской фигуры, театральность ее позы и жеста, переливы атласного платья, блеск парчовых узоров, перламутровую матовость жемчуга, блеск драгоценностей. Тяжелая, плотная живопись Лебрена передана гравером в серебристой гамме, все формы живописной композиции в гравюре приобрели легкую прозрачность и изящество.

Другим одаренным гравером, работавшим в репродукционной гравюре, был Жерар Одран. Он разработал новый способ репродукционной гравюры, сочетая офорт с глубоко бороздящими доску линиями резца — прием, которым будут пользоваться мастера репродукционной графики второй половины 17 и начала 18 столетия. В серии гравюр «Победы Александра Македонского» художник достигает тонкой разработки черного и белого тонов, добиваясь их нюансировкой большой цветовой выразительности, соперничающей с выразительностью живописных полотен Ш. Лебрена. Техническая виртуозность мастеров репродукционной гравюры в 17 веке достигла высокого мастерства и имела большое значение для развития репродукционной гравюры во Франции в 18 веке.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства