Главная arrow История arrow Французская гравюра 15-18 веков arrow Репродуцирование картин в гравюре
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Репродуцирование картин в гравюре

Печать

Франсуа Буше, самый яркий представитель стиля рококо, был одним из тех живописцев, картины которых особенно охотно репродуцировались граверами. Было исполнено до семисот пятидесяти листов с произведений Буше. Граверы Жан Долле, Робер Гайар специализировались на воспроизведении картин Ф. Буше, но отдавали предпочтение резцу; их листы отличаются большей сухостью. Другие граверы воспроизводили картины Ж.-Б.-С. Шардена, изображавшего обыденную жизнь простых людей и сумевшего внести в нее поэзию. Это были Ш.-Н. Кошен Старший, Ж.-Ж. Флипар, Ж.-Ф. Леба, Л. Карс. Особенно проникновенно воспроизводил картины Шардена Бернар Леписье, тонко передавая простоту и ясность его живописи, мягкие переходы света и тени («Молитва перед обедом», «Трудолюбивая мать», «Гувернантка»).

Большим успехом у публики пользовались гравюры с произведений Ж.-Б. Грёза. Его картины воспроизводились в первую очередь такими мастерами, как Жан Жак Флипар, Робер Гайар, Жан Массар и Жан Шарль Левассер. Были и другие художники, которые эпизодически гравировали с произведений Грёза. Их гравюры исполнены на хорошем профессиональном уровне, но в несколько суховатой манере. Мастера отдавали предпочтение резцу, а не офорту. Грёз очень ревностно рекламировал свои гравюры и давал их описание. Гравюры выходили отдельными томами с титульным листом. Братья Гонкуры отмечали, что Грёз заработал на гравюрах целое состояние, так как его листы пользовались большим успехом.

Замечательных интерпретаторов нашли полотна Ж.-О. Фрагонара. Наиболее талантливым среди них был Никола Делоне, который работал в технике офорта и резцовой гравюре, воспроизводя его картины с трогательными сюжетами («Маленький проповедник») или галантные сцены («Качели»).

Как правило, граверы не получали официального образования. Они учились или у своих родителей, так как их профессия часто была наследственной, или в мастерских видных художников. Наиболее известной была мастерская гравера Ж.-Ф. Леба. Из нее вышли известные мастера Жан Мишель Моро Младший, Ш.-Н. Кошен Младший, Жозеф де Лонгейль, Жак Алиаме и другие. Число учеников обычно доходило до тридцати. Обстановка в мастерской была самая патриархальная. Ученики не только занимались, но жили и питались в доме учителя. По праздникам все вместе выезжали за город на этюды. Обучение в мастерской длилось три-четыре года. Первоначально образцами для рисования служили гравюры старых мастеров. Во время обучения глава мастерской делал на доске общий рисунок, поручал первому ученику гравирование пейзажа, второму — фигуры, третьему — здания. Кроме того, они получали довольно широкие сведения о перспективе, истории, географии, мифологии. Знание мифов было особенно важно, так как в работе им постоянно приходилось встречаться с мифологическими сюжетами.

Граверы 18 века, достигшие необычайного технического мастерства в передаче стилевых особенностей воспроизводимых ими живописных произведений, как правило, не создавали оригинальных гравюр. Они переводили живопись на свой особый, присущий лишь гравюре, художественный язык, имеющий свои законы, свой черно-белый колорит.

Граверу Ш.-Н. Кошену Младшему принадлежит такое высказывание: «Нельзя рассматривать превосходных граверов как простых копиистов, это скорее переводчики, которые переводят красоты очень богатого языка на другой язык, правда, менее богатый, представляющий некоторые трудности, но дающий равноценные произведения, вдохновленные талантом и вкусом».

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства