Главная arrow Виды искусств arrow Римский император и традиция
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Римский император и традиция

Печать

В эпоху империи правдивые республиканские образы, суровые и сдержанные, сменили портреты римских императоров, в которых акцент сделан не столько на личных качествах и достоинствах портретируемого, сколько на его величии. Поэтому римский император изображался в образе бога, жреца, полководца. Таков скульптурный портрет Октавиана Августа (I в. до н. э.), представленного в образе Юпитера. Император горделиво восседает на троне. В его левой руке зажат скипетр, на правой ладони — земная сфера с летящей Победой (Викторией) — атрибуты власти громовержца. Август уподоблен могучему атлету, хотя на деле, по словам римского писателя Светония, император не был крепок здоровьем и «с трудом переносил и холод и жару. Зимой он надевал не только четыре туники и толстую тогу, но и сорочку, и шерстяной нагрудник, и обмотки на бедра и голени».

 

В отличие от греческой пластики, где героя обычно показывали обнаженным, римская традиция при точном портретном сходстве не допускала такого изображения. На героику намекают могучая обнаженная грудь римского императора и отождествление его с богом (считалось, что род Октавиана произошел от богини Венеры).

 

Сохранившая пристрастие к точности портретных черт позднеримская скульптура отмечена усложненностью композиции и драматизмом. Чувство тревоги, дискомфорта создавал резкий контраст между теневыми и ярко освещенными местами в рельефе и скульптуре. Он достигался определенной техникой исполнения, в которой значительная роль отводилась бураву. Важную роль играл и материал. Скульпторы на редкость удачно выбирали камень, соответствующий пластическому образу. Почти все портретные бюсты «солдатских» римских императоров (Каракаллы, Филиппа Аравитянина, Максимиана Дазы) выполнены из грубого, шершавого, едва тронутого резцом мрамора или порфира, что созвучно их грубым натурам. Женские портреты, напротив, высечены из нежного, белого, почти прозрачного мрамора. Он отполирован настолько, что кажется скользким. Это, впрочем, отражает внутреннюю суть многих женских прототипов.

 

Утверждение в конце III в. неограниченной монархии обусловило особенности скульптуры того периода — следование установленному канону. В позах и жестах чувствуется скованность, однообразно и жестко ниспадают складки тог, выражение лиц то высокомерно-брезгливое, то подозрительное. Скульптурный портрет, как, например, колоссальная голова императора Константина Великого (IV в.), воплощает общие понятия силы, властности, жестокости. Точно переданы грубая физическая сила императора, его крупные черты, низкий лоб под «римской челкой», резкие складки у носа, брезгливо поджатые губы, настороженный взгляд.

Последнее обновление ( 18.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства