Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Рисунки Гюстава Доре

Печать

Гюстав Доре — одна из самых знаменитых и противоречивых фигур в европейской графике 19 века. Превознесенный в десятках статей, уничтоженный в десятках статей, создавший более сорока тысяч рисунков, мечтавший о славе живописца и скульптора, он до сих пор поражает необыкновенной работоспособностью, фантазией, зрительной памятью. Многие классические литературные произведения, такие, как «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле (1854), «Озорные рассказы» О. Бальзака (1855), «Дон-Кихот» Сервантеса (1863), «Божественная комедия» Данте (1861), в представлении нескольких поколений неотделимы от его иллюстраций.

Г.Доре Иллюстрация к поэме Данте Алигьер «Божественная комедия». 1861

В большинстве своих книг, особенно в полосных иллюстрациях, Доре делал кистью беглые эскизы прямо на доске (впоследствии — на бумаге, откуда фотоспособом они переносились на доску), которые разрабатывались уже гравером до такого состояния, что их можно было гравировать. В результате это оказывалось свободной интерпретацией резчика, воплощающего свое представление о «картинности», законченности гравюры, пользующегося набором банальных и постоянных приемов обработки доски, механически применяемых к самым разным рисункам. В больших мастерских, которые обслуживали Доре и подобных ему иллюстраторов, каждый резчик работал над определенной частью гравюры, что, разумеется, разрушало единство доски.

Гравюры по рисункам Доре, особенно самые известные полосные гравюры огромного формата (часто in quarto), говорят на чужом, не свойственном им языке оптического правдоподобия, роль бумаги, пятна, штриха, его энергичности или напряженности сходит на нет. Так репродукционная гравюра на дереве лишь иллюстрирует, воспроизводит, демонстрирует другой вид искусства — рисунок кистью. Первородность гравюры как таковой, ее специфика, своеобразие, язык полностью уничтожаются. Поэтому, когда в конце 19 века в книгу и журнал входят фотомеханические способы тонального воспроизведения, тоновая ксилография оказывается ненужным архаизмом.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства