Главная arrow История arrow Западноевропейская гравюра 19 века arrow Роль Камиля Коро в развитии офорта
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Роль Камиля Коро в развитии офорта

Печать

Особое и в известном смысле компромиссное место в общей картине развития офорта занимает Камиль Коро, исполнивший в гравюре сто листов: около пятнадцати офортов, двадцати литографий и нескольких десятков гравюр в технике гелиографии (cliche-verre), изобретенной в 1850-е годы и очень модной технике процарапывания покрытой лаком стеклянной пластинки и печатания ее на фотобумаге. Офорт — наиболее характерная для него техника, полностью определившая стиль его гравюр на камне и стекле.

Коро работает длинными, подвижными линиями, очень живо обрисовывающими предметы, свободно и легко заштриховывающими пространство неба и земли, причем все время контролируя силу тона, резко процарапывая лак в одних местах, нежно касаясь его в других, постоянно заботясь обо всей композиции в целом, о градации большей или меньшей освещенности. Штрихи Коро зачастую полностью покрывают всю поверхность доски, сплетаясь в живую, почти дышащую массу, и в этой манере угадывается живописец, остающийся в границах классической валерной системы. В его мягких, подчас тончайших переходах всегда чувствуется распределение силы тонов, выдающее тесную связь Коро с традицией. В этих полных чувства гравюрах нет пленэрного подхода, стремления запечатлеть взаимодействие солнца и воздуха, что было так важно для многих его современников. Отношения света и тени в гравюрах Коро — это средство выразить свое эмоциональное восприятие природы, поэтичность своего видения. Скользящие, бесконечные, постепенно затухающие в глубине формы линии, где лирическое чувство явно преобладает над энергией, а некая меланхолическая дымка как бы покрывает весь лист, создают ощущение опосредованно, начало зрительного впечатления уступает место моменту лирического переживания, а часто даже проникнутому пантеизмом созерцанию или припоминанию: ведь не случайно десятки гравюр художника называются «Воспоминания».

К.Коро Флорентийский собор. 1870

Камиль Коро, в самой манере свободного штриха так близко подошедший к импрессионистической гравюре, в каждом своем листе воплощавший трепетность, внутреннюю изменчивость природы, был в большой степени лириком, офортисты же 1860 — 1870-х годов утверждали чисто визуальную свободу своей графики, для них проблема внутренней подвижности образного строя решалась так, что акцент ставился на восприятии мира художником, а не на самостоятельной жизни природы. Поэтому офорты и литографии Коро стоят особняком в гравюре его времени. Ими не уставали восхищаться, но передовые графики шли по иному пути. Только в 20 веке принципы Коро-офортиста получили свое развитие, и в первую очередь у А. Дюнуайе де Сегонзака.

Офорт нашел продолжение в творчестве художников-импрессионистов, большинство из которых занималось гравюрой. Однако надо заметить, что самые важные достижения и наиболее существенные импульсы к дальнейшему развитию дает гравюра не классических импрессионистов (самый, может быть, типичный импрессионист Клод Моне вообще не работал в гравюре), а работы И.-Б. Ионкинда, Э. Мане, Дж. Уистлера, Э. Дега.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства