Главная arrow История arrow Итальянская гравюра arrow Роль Тициана в развитии венецианской ксилографии
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Роль Тициана в развитии венецианской ксилографии

Печать

Более полные сведения о роли Тициана в развитии венецианской ксилографии содержатся в ряде последних исследований, посвященных данной проблеме.

«Триумф веры» напоминает фриз, в котором развертывается процессия во главе с Христом, в окружении его предшественников и последователей от Адама и Евы, библейских пророков и сивилл до апостолов и мучеников. Христос восседает на колеснице, которую везут орел, лев, телец и ангел — символы четырех евангелистов. Тициану принадлежит только рисунок, возможно, нанесенный им самим на доску. При живописном распределении масс, в нем сохраняются ясность композиции и особое внимание к наиболее значительным образам. Над композицией Тициана работали несколько резчиков, наиболее интересны два из них.

Оба используют длинный, сильный, грубоватый штрих, тонкими контурами ограничивая каждую фигуру, однако это не мешает общему восприятию гравюры, в которой, несмотря на известную грубоватость исполнения, передается величественный замысел Тициана.

Ксилографы, работавшие с Тицианом, продолжали искать в гравюре решение, уже достигнутое венецианскими живописцами. Доменико Кампаньола, Николо Больдрини, Джузеппе Сколари стремились к изображению предметов в воздухе, свете, в движении. Доменико Кампаньола, прошедший школу в мастерской Тициана, работая в свободном рисовальном стиле, достигал в своих пейзажных гравюрах известной живописности, ограничиваясь, однако, живописным расположением бегло очерченных форм, ритмично сливающихся в целостную композицию. Его свободный, временами прерывистый штрих иногда как бы растворяется в воздухе, но однообразная прозрачность рисунка препятствует художнику достичь подлинно живописного колорита («Св. Иероним в пустыне»). То, что не удалось Доменико Кампаньола, выполнили лучшие ксилографы круга Тициана.

Николо Больдрини и Джузеппе Сколари, оба из Виченцы, в своих станковых гравюрах решали проблему живописного колорита в строгой и сильной выразительности черного и белого.

Уже во втором десятилетии 16 века начинается спад ренессансной культуры. Новые идеи постепенно завладевают умами. Духовная жизнь в середине 16 века была явлением чрезвычайной сложности.

Великие астрономические открытия в корне изменили господствующие представления эпохи о мире и человеке. Вместе с крахом геоцентрической системы мира утверждались идеи вечного движения, бесконечности и множественности миров. Все стояло крепко на земле в эпоху Ренессанса, и человек был в центре мироздания. Теперь все сорвалось с места и помчалось в мировом пространстве. Человек стал частью вечно творящей природы. Новые представления проникают в идейно-образный строй изобразительного искусства, конфликтуя и сливаясь с реакционными мистическими настроениями. В борьбе и противоречиях рождается новый стиль в искусстве, так называемый маньеризм.

Некоторая двойственность заметна уже в «Триумфе веры» Тициана: непрерывное движение толпы (именно толпы) — вот что увлекало Тициана своей новизной, но ренессансные представления еще сковывали его интерес к открытиям, и он составляет движение толпы из отдельных, обособленных эпизодов и ясно очерчивает каждый отдельный образ, входящий в общий поток.

В «Св. Иерониме в пустыне» Доменико Кампаньола уже ясно звучит тема полного погружения человека в мир природы. Иероним отодвинут к левому краю гравюры; нужно сделать некоторое усилие, чтобы отыскать его фигуру у подножия обрыва среди дикого горного пейзажа. Подобное наблюдается и у Николо Больдрини. Его гравюру на тему «Святой Иероним» можно было бы назвать «Пейзаж со львами»: фигуры животных, расположенные на первом плане, выделены и композицией, и освещением, напротив, крохотная фигурка святого затеряна вдали, под высоким обрывом, что очень характерно для маньеристического восприятия мира.

Последнее обновление ( 23.11.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства