Главная arrow Виды искусств arrow Роскошь интерьера римского дома
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Роскошь интерьера римского дома

Печать

Помпезность общественных сооружений, отвечающая представлениям римлян о величии их горделивого существования, резко контрастировала с простотой архитектуры жилых римских домов. Великолепие интерьера частного жилища скрывали однообразные фасады без окон. Их скудость оживляли лишь проемы лавок, редкие фрески, предвыборные воззвания и граффити, часто малопристойного содержания.

 

Роскошь интерьера носила интимный характер: небольшие комнаты, тщательно отделанные, выходили во внутренний двор. Ядро римского дома, как, например, в доме Веттиев в Помпеях (I в.), составлял центральный зал — атриум — с большим отверстием в крыше и бассейном под ним. Бассейн предназначался для сбора дождевой воды, которая стекала по специальным желобкам, попадая затем по наклонному дну в цистерну под полом. Вокруг росли алые и фиолетовые анемоны, белые лилии, сапфировые ирисы, чьи нежные лепестки серебрились от водяной пыли. Среди влажного мха и пышных листьев, скрывавших горшки с цветами, виднелись бронзовые статуэтки детей и водяных птиц.

 

В атриум выходили все основные помещения: прихожая, кладовые, кухня, спальни. С противоположной от входа стороны он завершался обширной светлой нишей, открытой в крошечный садик; она служила хозяину кабинетом. С обеих сторон к ней примыкали столовые, предназначенные для трапез в разное время года. Позднее, под греческим влиянием, вместо садика появился обширный, окруженный колоннадой двор с цветниками, статуями, фонтанами, затененный плющом, виноградом и каприфолией. В него по периметру выходили летние столовые, залы для званых обедов, полукруглые беседки. Кабинет хозяина, раскрытый в атриум и во двор, позволял уже от входа видеть зелень сада, замыкавшего перспективу. Сад выглядел как светлая картина в темной раме и подчеркивал строго осевую композицию италийского жилища.

 

Прямоугольные, скудно освещенные помещения оживляли изысканные фрески на стенах. На фресках изображались фруктовые деревья, порхающие в кустах и сидящие на изгородях птицы, мифологические персонажи и бытовые картинки. В доме Веттиев в Помпеях на красных стенах нарисованы медальоны и панели черного цвета. Они служат фоном для забавных жанровых сценок из жизни амуров. На одном медальоне в атриуме маленький божок ловко управляет колесницей, запряженной игривыми дельфинами. На другом — прелестная покупательница духов выбирает подходящий аромат. Фриз столовой заполнен фигурками амуров, занятых работой в различных мастерских — ювелирной, парфюмерной, красильной, на винодельне. Они разливают по формам раскаленный металл, ловко увертываясь от горячих искр, куют золотые украшения, наполняют благовониями флаконы, дегустируют вино, развешивают для просушки ткани, вываливают на мраморный стол из корзин охапки цветов, плетут гирлянды.

 

Филигранно выполненный рисунок напоминает россыпь бриллиантов и тончайшей золотой стружки по черному бархату. При этом изысканная декоративность фресок сочетается с поразительной жизненностью в изображении пухлого детского тельца, педантизмом в передаче всех этапов труда. Сценки прописаны тщательно, с присущей римскому изобразительному искусству любовью к деталям.

Царское великолепие придавала римскому дому мерцающая мозаика на горизонтальных поверхностях.

В вестибюле предпочтение отдавалось черно-белой гамме. В доме Трагического поэта (I в.) на полу выложен свирепый пес, рвущийся с цепи, а надпись рядом гласит: «Берегись собаки!» В других помещениях под ногами расстилаются мерцающие мозаичные ковры, по периметру обрамленные геометрическим или растительным орнаментом из фруктов, цветов, театральных масок. Поверхность пола в атриуме являла собой разнообразие жанровых сценок: странствующие актеры, кошка с пойманной куропаткой, птицы, клюющие виноград, пьющие из чаши, порхающие в цветах. Мозаика бассейна имитировала морское дно с невероятным количеством рыб и морских гадов, кажущихся живыми под воздействием ярких солнечных бликов на поверхности воды.

 

Динамизм композиций, живость поз, соразмерность фигур еще больше выигрывают от поразительного богатства чистых и нежных красок в колорите. Переливчатые тона в одеяниях, оперении, чешуе получены путем перехода зеленых, желтых, синих, фиолетовых, розовых и серых тонов в белый. При этом под лучами южного солнца, проникавшими в дом через отверстие в крыше атриума и колоннаду двора, то там, то здесь вспыхивали искры синих сапфиров, зеленых смарагдов, красных рубинов, золотых топазов.

 

Уникальной особенностью римского дома являлось украшение атриума статуями умерших предков с ярко выраженными портретными чертами. Именно они положили начало портретному жанру. В беспощадно точном по отношению к оригиналу римском портрете угадываются общегражданские достоинства личности, осознание ею принадлежности к великому римскому государству. Портретные статуи в Древнем Риме воспринимались как своего рода официальные документы и раскрывали нравственные, духовные, психологические проблемы времени. Таков бюст Марка Юния Брута (I в. до н. э.), убийцы Юлия Цезаря. Его плотно сжатые губы, чуткие ноздри прямого носа, жесткий рельеф мышц лица, вертикальные морщины на переносице свидетельствуют о суровой натуре и сильном характере. Тщательной моделировке лица вторят жесткие пряди волос и мощная шея с напрягшимися жилами, наделяющие образ огромной энергией. Особую жизненность ему придают инкрустированные глаза, оттеняющие индивидуальные черты портретируемого — его решимость, бескомпромиссность, бесстрашие, готовность идти до конца в отстаивании идеалов.

Последнее обновление ( 18.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства