Главная arrow История arrow Русская гравюра 16 начала 20 века arrow Российские художники начала 20 века

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Российские художники начала 20 века

Печать

Обращение Гончаровой к печатной графике, к литографии было связано с ее участием в издании книг с иллюстрациями в 1912 — 1914 годах. В литографии в начале века работало немало художников, хотя интерес к этой технике был несравненно меньше, чем к другим видам печатной графики. Желая привлечь художников к тиражной графике, журнал «Мир искусства» в 1900 году выпустил альбом «15 литографий русских художников», где поместили свои литографии крупные живописцы — В. Серов, Л. Бакст, Ф. Малявин. Являясь во многом аналогиями их карандашных рисунков, эти литографии были достаточно случайными в творчестве названных художников. Интереснее других были литографии Серова, может быть, благодаря его высокому мастерству рисовальщика.

Н.Гончарова Послушница. Иллюстрация к книге стихов Т. Чурилина «Весна после смерти». 1915

Много в литографии работал Леонид Осипович Пастернак, но тоже в целом переводя на камень свою импрессионистическую вибрирующую фактуру пастели, технику которой он очень любил. Литография Н. С. Гончаровой «Послушница» (1915) к стихотворению Т. Чурилина в книге «Весна после смерти», вещь удивительная по активизации белого поля бумаги, по найденной простоте пейзажного мотива, по тому минимуму изобразительных средств, которые там наличествуют, и по широте ассоциаций: образ русской зимы, русской природы, образ мира, душевного мира человека и мира в самом широком смысле этого слова (мир как покой и тишина и мир как пространство). Тема «Послушницы», казалось бы, очень близка «Октябрю» В. А. Серова, и, сопоставляя эти листы, мы ясно видим различие художественных методов и даже изобразительных систем. В «Послушнице», в отличие от пейзажа Серова, нет передачи определенного чувства или состояния, но присутствует выражение мироощущения в целом: это и связь человека с природой, и душевный покой, тишина и белизна русской зимы, течение человеческой жизни.

В других видах московской школы гравюры — офорте и ксилографии — работают В. А. Фаворский, Н. Н. Купреянов, И. И. Нивинский. В 1910-е годы Фаворский уже печатает свои первые гравюры, разрабатывая в них и в теории ту систему взаимосвязи пространства и материала, которая станет основой его творчества в преподавательской деятельности уже в советский период.

В 1915 — 1917 годах начинает свой путь в офорте И. Нивинский, этот подлинный новатор в гравюре на металле.

Начало 20 века — это время поисков, открытия новых ценностей в совсем забытых или незнаемых ранее эпохах, время увеличения и расширения круга традиций.

Двадцатый век в России менее чем за два десятилетия произвел в искусстве гравюры то, на что в Западной Европе ушло более полувека. Он поставил перед гравюрой ряд таких важнейших проблем, как проблема материала, цвета и колорита, взаимодействия плоскости и пространства. И если не все проблемы получили разрешение в предреволюционном творчестве художников-граверов, то, во всяком случае, в это время был заложен тот фундамент, который обеспечил советской гравюре ее блистательный расцвет.

 
След. »
© 2020 История изобразительного искусства