Главная arrow История arrow Русская гравюра 16 начала 20 века
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Русская гравюра 16 начала 20 века

Русская гравюра возникла в середине 16 века во времена зарождения книгопечатания и назначением ее было украсить богослужебную книгу государственного использования.

Задолго до начала гравирования на Руси уже оттискивали (басмили) на воске, коже, бересте и холстине (не говоря уже о печатных пряниках) разные надписи и фигуры, вырезанные на дереве или металле.

Зарождение книгопечатания и гравирования в России было инициировано ростом и укреплением русского централизованного государства, христианизацией новых земель, борьбой государства с протестантскими «ересями» и католической церковью, идеей эпохи Грозного — сделать Москву третьим Римом, религиозным центром славянства, главой православия. Для этого нужны были единые, правильные и образцово оформленные книги священного писания, чего рукописная книга дать не могла.

Зависимость от государства и церкви, а также связь с книгой резко отличает начало русского гравирования от истоков гравирования в Европе и надолго определяет неизменный национальный склад русской гравюры, исключая возможность нарушения канона и прямых иноземных влияний.

Родиной русской гравюры была Москва. Здесь в начале 50-х годов 16 века появились первые анонимные издания с гравированными на дереве орнаментальными заставками. Возможно, в их создании приняли участие новгородские мастера: резчик Васюк Никифоров и печатник Маруша Нефедьев. На Московском печатном дворе была сделана первая русская фигурная ксилография — «Евангелист Лука», — которая служила фронтисписом к первопечатному «Апостолу» 1564 года. На ней был изображен евангелист в архитектурном обрамлении. Архитектурная рамка гравюры, подобно триумфальной арке, прославляла и возвеличивала его труд. Одновременно она служила евангелисту своего рода домом и называлась «палаткой».

Офорт Ушакова ввел в русскую гравюру новых героев (грешника и нечистую силу), подобных героям посадской литературы этого времени. Художник придал гравюре камерный, почти «подпольный» характер. Его офорт, сделанный людям в назидание и на смех, неожиданно обнаружил (впервые в России!) не декоративные, не книжные, а скрытые в гравюре карикатурные возможности.

Отделение московской гравюры на металле от официальной церкви и богослужебной книги, пристальное внимание ее авторов к художественной культуре Украины и ренессансной Европы сильно изменили композиционный и графический строй русской гравюры. В руках московских мастеров 17 века она перестала быть красивой вещью, прикладным к книге искусством, накладным книжным украшением и превратилась в орудие изображения зримого мира, хотя ее сюжеты остались преимущественно религиозными.

На рубеже 17 — 18 веков появилось самое значительное и принципиально новое произведение русской гравюры 17 столетия — лицевая Библия  (Книга Бытия и Апокалипсис) Василия Кореня. Единственный дошедший до нас экземпляр Библии Кореня из собрания Ф. А. Толстого хранится в Отделе редкой книги Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.

Сюжет — новое свойство русской гравюры — не был новшеством в русском искусстве. Вся монументальная живопись русских церквей и царских палат являлась иллюстрацией Священного писания. Фрески излагали священную историю в определенной последовательности с Востока (начало мира) на Запад (конец мира), но так как сюжет был хорошо известен зрителю, строгая временная последовательность эпизодов во фреске не была обязательной.

Фигурными гравюрами называют русские гравюры 16 в с изображением человеческих фигур, так же как лицевыми называют рукописи с миниатюрами, где сюжет представлен «в лицах».

Название Просмотров
Российские художники начала 20 века 4396
Влияние на графику событий 1905 года 3650
Елизавета Сергеевна Крутикова 4488
Офорты Валентина Александровича Серова 2181
Творчество Вадима Дмитриевича Фалилеева 1797
Анна Петровна Остроумова-Лебедева 1808
Гравюра начала 20 века 1782
Сюжет праздника в гравюре 1600
Распространение литографии в России 1584
Изобретение новых видов и приемов гравирования 1224
Гравюру развивает Академия художеств 1464
Виды Петербурга 1320
Стремление к декоративной пышности и нарядности в гравюре 1389
Творчество Алексея Зубова 2758
Гравюра петровского времени 2983
Роль Петра I в развитии русской гравюры 2362
«Иконный» лубок 1528
Медный «лубок старообрядцев» 1438
Лубочная книжка 1522
Особенность композиций русского лубка на меди 1414
Фантазии мастеров медного лубка 1213
Создание в Москве лубочной фабрики 1306
Развитие русского медного лубка 1434
Русские светские лубки 18 века 1876
Деревянный лубок 1581
Гротеск в народной картинке 1338
Русский лубок 3182
Переплетение русских национальных традиций и западноевропейских влияний 1590
Условный мир Кореня 1301
Четыре всадника 1587
Апокалипсис Библии Кореня 1756
Книга Бытия Библии Кореня 1256
Лицевая Библия Василия Кореня 1895
Русские бумажные иконы 1204
Появление станковой ксилографии 1295
Гравюры, неугодные правящей церкви 1616
Резцовые гравюры Трухменского 1626
Стилистические изменения в гравюре 1463
Отделение московской гравюры на металле 1353
Симон Ушаков и гравюра на металле 2388
Ранняя московская книжная ксилография 1623
Графические приемы книжных мастеров 1312
Построение древнерусской гравюры 1466
Изменения в старопечатной книге 1490
Фронтиспис «Апостола» 1738
 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 [Следующая] > [Последняя] >>
Результаты 1 - 45 из 45
© 2018 История изобразительного искусства