Главная arrow История arrow Русская гравюра 16 начала 20 века
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Русская гравюра 16 начала 20 века

Русская гравюра возникла в середине 16 века во времена зарождения книгопечатания и назначением ее было украсить богослужебную книгу государственного использования.

Задолго до начала гравирования на Руси уже оттискивали (басмили) на воске, коже, бересте и холстине (не говоря уже о печатных пряниках) разные надписи и фигуры, вырезанные на дереве или металле.

Зарождение книгопечатания и гравирования в России было инициировано ростом и укреплением русского централизованного государства, христианизацией новых земель, борьбой государства с протестантскими «ересями» и католической церковью, идеей эпохи Грозного — сделать Москву третьим Римом, религиозным центром славянства, главой православия. Для этого нужны были единые, правильные и образцово оформленные книги священного писания, чего рукописная книга дать не могла.

Зависимость от государства и церкви, а также связь с книгой резко отличает начало русского гравирования от истоков гравирования в Европе и надолго определяет неизменный национальный склад русской гравюры, исключая возможность нарушения канона и прямых иноземных влияний.

Родиной русской гравюры была Москва. Здесь в начале 50-х годов 16 века появились первые анонимные издания с гравированными на дереве орнаментальными заставками. Возможно, в их создании приняли участие новгородские мастера: резчик Васюк Никифоров и печатник Маруша Нефедьев. На Московском печатном дворе была сделана первая русская фигурная ксилография — «Евангелист Лука», — которая служила фронтисписом к первопечатному «Апостолу» 1564 года. На ней был изображен евангелист в архитектурном обрамлении. Архитектурная рамка гравюры, подобно триумфальной арке, прославляла и возвеличивала его труд. Одновременно она служила евангелисту своего рода домом и называлась «палаткой».

Офорт Ушакова ввел в русскую гравюру новых героев (грешника и нечистую силу), подобных героям посадской литературы этого времени. Художник придал гравюре камерный, почти «подпольный» характер. Его офорт, сделанный людям в назидание и на смех, неожиданно обнаружил (впервые в России!) не декоративные, не книжные, а скрытые в гравюре карикатурные возможности.

Отделение московской гравюры на металле от официальной церкви и богослужебной книги, пристальное внимание ее авторов к художественной культуре Украины и ренессансной Европы сильно изменили композиционный и графический строй русской гравюры. В руках московских мастеров 17 века она перестала быть красивой вещью, прикладным к книге искусством, накладным книжным украшением и превратилась в орудие изображения зримого мира, хотя ее сюжеты остались преимущественно религиозными.

На рубеже 17 — 18 веков появилось самое значительное и принципиально новое произведение русской гравюры 17 столетия — лицевая Библия  (Книга Бытия и Апокалипсис) Василия Кореня. Единственный дошедший до нас экземпляр Библии Кореня из собрания Ф. А. Толстого хранится в Отделе редкой книги Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.

Сюжет — новое свойство русской гравюры — не был новшеством в русском искусстве. Вся монументальная живопись русских церквей и царских палат являлась иллюстрацией Священного писания. Фрески излагали священную историю в определенной последовательности с Востока (начало мира) на Запад (конец мира), но так как сюжет был хорошо известен зрителю, строгая временная последовательность эпизодов во фреске не была обязательной.

Фигурными гравюрами называют русские гравюры 16 в с изображением человеческих фигур, так же как лицевыми называют рукописи с миниатюрами, где сюжет представлен «в лицах».

Название Просмотров
Российские художники начала 20 века 4232
Влияние на графику событий 1905 года 3474
Елизавета Сергеевна Крутикова 4307
Офорты Валентина Александровича Серова 2077
Творчество Вадима Дмитриевича Фалилеева 1707
Анна Петровна Остроумова-Лебедева 1702
Гравюра начала 20 века 1630
Сюжет праздника в гравюре 1520
Распространение литографии в России 1479
Изобретение новых видов и приемов гравирования 1153
Гравюру развивает Академия художеств 1368
Виды Петербурга 1224
Стремление к декоративной пышности и нарядности в гравюре 1305
Творчество Алексея Зубова 2591
Гравюра петровского времени 2760
Роль Петра I в развитии русской гравюры 2179
«Иконный» лубок 1417
Медный «лубок старообрядцев» 1340
Лубочная книжка 1419
Особенность композиций русского лубка на меди 1329
Фантазии мастеров медного лубка 1136
Создание в Москве лубочной фабрики 1230
Развитие русского медного лубка 1327
Русские светские лубки 18 века 1787
Деревянный лубок 1483
Гротеск в народной картинке 1246
Русский лубок 3048
Переплетение русских национальных традиций и западноевропейских влияний 1491
Условный мир Кореня 1229
Четыре всадника 1496
Апокалипсис Библии Кореня 1684
Книга Бытия Библии Кореня 1194
Лицевая Библия Василия Кореня 1793
Русские бумажные иконы 1123
Появление станковой ксилографии 1227
Гравюры, неугодные правящей церкви 1532
Резцовые гравюры Трухменского 1547
Стилистические изменения в гравюре 1396
Отделение московской гравюры на металле 1272
Симон Ушаков и гравюра на металле 2258
Ранняя московская книжная ксилография 1522
Графические приемы книжных мастеров 1238
Построение древнерусской гравюры 1377
Изменения в старопечатной книге 1414
Фронтиспис «Апостола» 1641
 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 [Следующая] > [Последняя] >>
Результаты 1 - 45 из 45
© 2018 История изобразительного искусства