Главная arrow История arrow Русская гравюра 16 начала 20 века
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы
http://www.stmachinery.ru/ строительная техника покупка и продажа.

Русская гравюра 16 начала 20 века

Русская гравюра возникла в середине 16 века во времена зарождения книгопечатания и назначением ее было украсить богослужебную книгу государственного использования.

Задолго до начала гравирования на Руси уже оттискивали (басмили) на воске, коже, бересте и холстине (не говоря уже о печатных пряниках) разные надписи и фигуры, вырезанные на дереве или металле.

Зарождение книгопечатания и гравирования в России было инициировано ростом и укреплением русского централизованного государства, христианизацией новых земель, борьбой государства с протестантскими «ересями» и католической церковью, идеей эпохи Грозного — сделать Москву третьим Римом, религиозным центром славянства, главой православия. Для этого нужны были единые, правильные и образцово оформленные книги священного писания, чего рукописная книга дать не могла.

Зависимость от государства и церкви, а также связь с книгой резко отличает начало русского гравирования от истоков гравирования в Европе и надолго определяет неизменный национальный склад русской гравюры, исключая возможность нарушения канона и прямых иноземных влияний.

Родиной русской гравюры была Москва. Здесь в начале 50-х годов 16 века появились первые анонимные издания с гравированными на дереве орнаментальными заставками. Возможно, в их создании приняли участие новгородские мастера: резчик Васюк Никифоров и печатник Маруша Нефедьев. На Московском печатном дворе была сделана первая русская фигурная ксилография — «Евангелист Лука», — которая служила фронтисписом к первопечатному «Апостолу» 1564 года. На ней был изображен евангелист в архитектурном обрамлении. Архитектурная рамка гравюры, подобно триумфальной арке, прославляла и возвеличивала его труд. Одновременно она служила евангелисту своего рода домом и называлась «палаткой».

Офорт Ушакова ввел в русскую гравюру новых героев (грешника и нечистую силу), подобных героям посадской литературы этого времени. Художник придал гравюре камерный, почти «подпольный» характер. Его офорт, сделанный людям в назидание и на смех, неожиданно обнаружил (впервые в России!) не декоративные, не книжные, а скрытые в гравюре карикатурные возможности.

Отделение московской гравюры на металле от официальной церкви и богослужебной книги, пристальное внимание ее авторов к художественной культуре Украины и ренессансной Европы сильно изменили композиционный и графический строй русской гравюры. В руках московских мастеров 17 века она перестала быть красивой вещью, прикладным к книге искусством, накладным книжным украшением и превратилась в орудие изображения зримого мира, хотя ее сюжеты остались преимущественно религиозными.

На рубеже 17 — 18 веков появилось самое значительное и принципиально новое произведение русской гравюры 17 столетия — лицевая Библия  (Книга Бытия и Апокалипсис) Василия Кореня. Единственный дошедший до нас экземпляр Библии Кореня из собрания Ф. А. Толстого хранится в Отделе редкой книги Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.

Сюжет — новое свойство русской гравюры — не был новшеством в русском искусстве. Вся монументальная живопись русских церквей и царских палат являлась иллюстрацией Священного писания. Фрески излагали священную историю в определенной последовательности с Востока (начало мира) на Запад (конец мира), но так как сюжет был хорошо известен зрителю, строгая временная последовательность эпизодов во фреске не была обязательной.

Фигурными гравюрами называют русские гравюры 16 в с изображением человеческих фигур, так же как лицевыми называют рукописи с миниатюрами, где сюжет представлен «в лицах».

Название Просмотров
Российские художники начала 20 века 4621
Влияние на графику событий 1905 года 3939
Елизавета Сергеевна Крутикова 4828
Офорты Валентина Александровича Серова 2298
Творчество Вадима Дмитриевича Фалилеева 1908
Анна Петровна Остроумова-Лебедева 1913
Гравюра начала 20 века 2002
Сюжет праздника в гравюре 1668
Распространение литографии в России 1823
Изобретение новых видов и приемов гравирования 1311
Гравюру развивает Академия художеств 1545
Виды Петербурга 1415
Стремление к декоративной пышности и нарядности в гравюре 1553
Творчество Алексея Зубова 3025
Гравюра петровского времени 3270
Роль Петра I в развитии русской гравюры 2592
«Иконный» лубок 1653
Медный «лубок старообрядцев» 1545
Лубочная книжка 1654
Особенность композиций русского лубка на меди 1490
Фантазии мастеров медного лубка 1283
Создание в Москве лубочной фабрики 1367
Развитие русского медного лубка 1546
Русские светские лубки 18 века 2005
Деревянный лубок 1691
Гротеск в народной картинке 1407
Русский лубок 3331
Переплетение русских национальных традиций и западноевропейских влияний 1705
Условный мир Кореня 1380
Четыре всадника 1694
Апокалипсис Библии Кореня 1826
Книга Бытия Библии Кореня 1316
Лицевая Библия Василия Кореня 2031
Русские бумажные иконы 1272
Появление станковой ксилографии 1358
Гравюры, неугодные правящей церкви 1730
Резцовые гравюры Трухменского 1730
Стилистические изменения в гравюре 1539
Отделение московской гравюры на металле 1439
Симон Ушаков и гравюра на металле 2526
Ранняя московская книжная ксилография 1751
Графические приемы книжных мастеров 1391
Построение древнерусской гравюры 1574
Изменения в старопечатной книге 1563
Фронтиспис «Апостола» 1847
 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 [Следующая] > [Последняя] >>
Результаты 1 - 45 из 45
© 2018 История изобразительного искусства