Главная arrow История arrow Русская гравюра 16 начала 20 века

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Русская гравюра 16 начала 20 века

Русская гравюра возникла в середине 16 века во времена зарождения книгопечатания и назначением ее было украсить богослужебную книгу государственного использования.

Задолго до начала гравирования на Руси уже оттискивали (басмили) на воске, коже, бересте и холстине (не говоря уже о печатных пряниках) разные надписи и фигуры, вырезанные на дереве или металле.

Зарождение книгопечатания и гравирования в России было инициировано ростом и укреплением русского централизованного государства, христианизацией новых земель, борьбой государства с протестантскими «ересями» и католической церковью, идеей эпохи Грозного — сделать Москву третьим Римом, религиозным центром славянства, главой православия. Для этого нужны были единые, правильные и образцово оформленные книги священного писания, чего рукописная книга дать не могла.

Зависимость от государства и церкви, а также связь с книгой резко отличает начало русского гравирования от истоков гравирования в Европе и надолго определяет неизменный национальный склад русской гравюры, исключая возможность нарушения канона и прямых иноземных влияний.

Родиной русской гравюры была Москва. Здесь в начале 50-х годов 16 века появились первые анонимные издания с гравированными на дереве орнаментальными заставками. Возможно, в их создании приняли участие новгородские мастера: резчик Васюк Никифоров и печатник Маруша Нефедьев. На Московском печатном дворе была сделана первая русская фигурная ксилография — «Евангелист Лука», — которая служила фронтисписом к первопечатному «Апостолу» 1564 года. На ней был изображен евангелист в архитектурном обрамлении. Архитектурная рамка гравюры, подобно триумфальной арке, прославляла и возвеличивала его труд. Одновременно она служила евангелисту своего рода домом и называлась «палаткой».

Офорт Ушакова ввел в русскую гравюру новых героев (грешника и нечистую силу), подобных героям посадской литературы этого времени. Художник придал гравюре камерный, почти «подпольный» характер. Его офорт, сделанный людям в назидание и на смех, неожиданно обнаружил (впервые в России!) не декоративные, не книжные, а скрытые в гравюре карикатурные возможности.

Отделение московской гравюры на металле от официальной церкви и богослужебной книги, пристальное внимание ее авторов к художественной культуре Украины и ренессансной Европы сильно изменили композиционный и графический строй русской гравюры. В руках московских мастеров 17 века она перестала быть красивой вещью, прикладным к книге искусством, накладным книжным украшением и превратилась в орудие изображения зримого мира, хотя ее сюжеты остались преимущественно религиозными.

На рубеже 17 — 18 веков появилось самое значительное и принципиально новое произведение русской гравюры 17 столетия — лицевая Библия  (Книга Бытия и Апокалипсис) Василия Кореня. Единственный дошедший до нас экземпляр Библии Кореня из собрания Ф. А. Толстого хранится в Отделе редкой книги Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.

Сюжет — новое свойство русской гравюры — не был новшеством в русском искусстве. Вся монументальная живопись русских церквей и царских палат являлась иллюстрацией Священного писания. Фрески излагали священную историю в определенной последовательности с Востока (начало мира) на Запад (конец мира), но так как сюжет был хорошо известен зрителю, строгая временная последовательность эпизодов во фреске не была обязательной.

Фигурными гравюрами называют русские гравюры 16 в с изображением человеческих фигур, так же как лицевыми называют рукописи с миниатюрами, где сюжет представлен «в лицах».

Название Просмотров
Российские художники начала 20 века 5323
Влияние на графику событий 1905 года 4602
Елизавета Сергеевна Крутикова 5494
Офорты Валентина Александровича Серова 2787
Творчество Вадима Дмитриевича Фалилеева 2286
Анна Петровна Остроумова-Лебедева 2256
Гравюра начала 20 века 2722
Сюжет праздника в гравюре 1988
Распространение литографии в России 2423
Изобретение новых видов и приемов гравирования 1552
Гравюру развивает Академия художеств 1874
Виды Петербурга 1903
Стремление к декоративной пышности и нарядности в гравюре 1850
Творчество Алексея Зубова 3805
Гравюра петровского времени 4663
Роль Петра I в развитии русской гравюры 3631
«Иконный» лубок 2097
Медный «лубок старообрядцев» 1982
Лубочная книжка 1976
Особенность композиций русского лубка на меди 1885
Фантазии мастеров медного лубка 1616
Создание в Москве лубочной фабрики 1597
Развитие русского медного лубка 1876
Русские светские лубки 18 века 2378
Деревянный лубок 2055
Гротеск в народной картинке 1712
Русский лубок 3788
Переплетение русских национальных традиций и западноевропейских влияний 1960
Условный мир Кореня 1571
Четыре всадника 1960
Апокалипсис Библии Кореня 2098
Книга Бытия Библии Кореня 1539
Лицевая Библия Василия Кореня 2442
Русские бумажные иконы 1489
Появление станковой ксилографии 1717
Гравюры, неугодные правящей церкви 2016
Резцовые гравюры Трухменского 2059
Стилистические изменения в гравюре 1787
Отделение московской гравюры на металле 1660
Симон Ушаков и гравюра на металле 3108
Ранняя московская книжная ксилография 2029
Графические приемы книжных мастеров 1711
Построение древнерусской гравюры 1831
Изменения в старопечатной книге 1791
Фронтиспис «Апостола» 2299
 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 [Следующая] > [Последняя] >>
Результаты 1 - 45 из 45
© 2020 История изобразительного искусства