Главная arrow История arrow Русская гравюра 16 начала 20 века arrow Русские светские лубки 18 века
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Русские светские лубки 18 века

Печать

Многие ранние русские светские лубки 18 века воспроизводили росписи царских палат и царских потешных книг 17 века, повторяли композиции изразцов («Трапеза благочестивых и нечестивых», «Славное побоище царя Александра Македонского с Пором, царем индийским», «Притча о богатом и убогом Лазаре», «Житие Иосифа Прекрасного», «Охотник медведя колет, а собаки грызут»).

деревянный лубок, деревянном лубке, Деревянный лубок,лубок, деревянный, век, искусство

Сюжеты первых русских светских лубков, их монументально-декоративные традиции, графический облик, высокое качество рисунка и великолепная раскраска не оставляют сомнений в том, что их авторами были вначале, как и автор Библии Кореня, профессионалы живописцы, при Петре оставшиеся не у дел, а позже городские ремесленники, резчики набойных и пряничных досок. Сюжеты настенных росписей и изразцов 17 века «переселились» в гравюру тогда, когда народное архитектурное творчество было приостановлено, а любовь и привычка к настенной росписи и к деревянной резьбе еще не иссякли.

Мастера монументальной живописи и народного прикладного искусства создали лубок и привнесли в него сюжеты и навыки своего ремесла, потому что лубок также мыслился украшением интерьера и стены. Мир искусства 17 века, который изгонял из жизни Петр I, не хотел уходить, прятаться и открыто защищал себя, у всех на виду, родив новую форму изобразительного искусства.

Связь русских лубков на дереве с русским монументально-декоративным искусством, а не с русской гравюрой естественна, так как русская деревянная гравюра была искусством книжным, камерным, опыт которой русской народной картинке был чужд.

Сочетание в деревянном лубке монументальности и декоративности, слияние графики и цвета, единство изображения и слова сближают деревянный лубок с древнерусской живописью и народным прикладным искусством. Но огромная светоносная сила бумаги, четкий крепкий контур и цветной (на белом) силуэт отличают русский лубок на дереве как искусство графическое и от живописи, и от прикладного мастерства. Язык живописи, где все строится на непрерывном сочетании цветовых пятен, на сплошном заполнении стены (фреска) или доски (икона) краской, где графья или росчерк пера означают порой лишь границы раскладки цвета и не всегда имеют самостоятельную художественную ценность, прямо противоположную графическому языку лубка. В то же время связь с цветом, расчет на раскраску долго сдерживали развитие деревянного лубка как самостоятельного вида графики. Лишь постепенно его мастера научились использовать в полную меру декоративные возможности деревянной доски, извлекая из нее не только эффект орнаментального контура, но декоративного штриха и пятна, так что лубок мог вполне обойтись и без раскраски («Царь Александр Македонский»).

Однако декоративность решения не «перевешивала» в деревянном лубке сюжет. Деревянный лубок — это всегда декоративно решенный сюжет, а не орнамент с сюжетными мотивами. Этим он в корне отличается от росписей предметов прикладного искусства, где сюжет вплетен в орнамент.

Чувство контура, плоскости и цвета бумаги отличает русский деревянный лубок и от лубка украинского, где плоть дерева нередко вытесняет из гравюры бумагу. Основой для народного гравера Украины всегда служит деревянная доска, из которой он извлекает эффект объемной скульптурной резьбы. Фон в украинской народной картинке иногда раскрашен как в живописи на стекле (бумажные иконы из Почаева).

Русский деревянный лубок первой половины 18 века — явление исключительное в пределах мировой народной гравюры, найденные им формы самобытны и неповторимы.

В середине 18 века деревянный лубок переживает кризис, испытывая влияние барокко, рококо, классицизма. Кроме того, композиции некоторых деревянных лубков приобретают повествовательный характер и большой текст, который живет при картинке вне изображения. Действие перемещается в интерьер («Савоська и Парамошка за картами»). Это свидетельствует об утрате деревянным лубком его бессловесной декоративной специфики и о влиянии на него лубка металлического. Во второй половине 18 века лубок на дереве был постепенно вытеснен медным лубком, но в течение всего 18 века в Москве еще продолжали печатать излюбленные сюжеты со старых досок (сохранились оттиски начала 19 века лубков «Кот Казанский» и «Аника-воин и смерть»).

Савоська и Парамошка за картами

Деревянный лубок и лубок медный отличаются друг от друга не только материалом и техникой работы на гравировальной доске. Они имеют различное содержание, строятся на разных графических принципах, на разном соотношении и разной весомости изображения и слова. У каждого из них свои традиции, свой путь развития, и в истории лубка они сменяют друг друга.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства