Главная arrow Мастерство художников arrow Русский народный орнамент
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Русский народный орнамент

Печать

Уже тогда начинали свое исследование в области древнерусского рукописного орнамента Буслаев, а в области русского народного орнамента Стасов. Последний изучал и русские былины. В 1868 году появилось сочинение Стасова «Происхождение русских былин», а в 1870 году его «Русский народный орнамент». Обе работы Стасова вдохновлены одним и тем же кругом идей. «Наш Еруслан Лазаревич, — писал Стасов, — есть не кто иной, как знаменитый Рустем персидской поэмы Шах-иамэ». Еруслан русских былин жил при дворе царя Киркоуса Киркодановича, а Рустем — при дворе Кей-Кауса, сына Кейко-бада. Отец Еруслана Залазарь соответствует Зель-Зеру восточной поэмы. Конь Ерусланов Араш — восточному Рахшу и т. д.

По мнению Стасова, «богатырь русской былины ни в чем не похож на богатыря финского, скандинавского и германского эпоса, целая пропасть разделяет тех и других. А между тем никаких подобных пропастей не существует между богатырем русской былины и богатырями монгольских и тюркских поэм и песен: напротив, точки соприкосновения и величайшего сходства, даже тождества, бросаются в глаза на каждом шагу. Все это вместе, мне кажется, показывает довольно ясно, что материал для наших былин пришел к нам с Востока не в рапнюго, а довольно позднюю зпоху, что и было причиной указанныхнами явлений.

О том, как отнеслись в лагере филологов к «азиатской» теории происхождения русских былин, мы скажем позже. У Стасова она возникла, видимо, в прямой связи с теми выводами, к которым он пришел, изучая русское народное декоративное искусство.

Задавшись вопросом о времени появления узоров, составляющих русский народный орнамент шитья, тканей и кружев, Стасов решительно отверг в них выдумку помещиц, копирование лубочных картинок и т. п., а также их узкорелигиозное (церковное) происхождение. Ни царских, ни христианских идей и изображений, утверждал он, здесь искать не приходится. Своими истоками русский орнамент, и зто казалось Стасову неоспоримым, восходит к временам, предшествовавшим появлению Руси на исторической арене. Сравнение мотивов русского народного орнамента с древнерусским рукописным орнаментом XIII—XIV веков по преимуществу коснулось у пего нескольких типических мотивов. Это то двуглавые, то одноглавые птицы со сложенным или распущенным крылом, но стоящие непременно около дерева и обращенные одна к другой; одноглавые птицы, как бы прикрепленные к дереву и обращенные друг к другу спиной; фантастические четвероно-I не, стоящие под деревом, обратив голову назад; фантастические животные в венце с распущенными крыльями и хвостом, растворенной пастью или простертыми вперед лапами; фантастические существа с птичьим телом и человеческим лицом: фантастические львы, стоящие с поднятой лапой у дерева; человеческие фигуры, держащие в поднятых руках птиц, веточки и сосуды или же держащие на привязи фантастических зверей и животных; деревья, ветки которых кончаются большими цветками; фантастические крылья; навязи и узлы; наконец, деревья по большей части на конусовидных основаниях, с прикрепленными к ним орнаментальными пластинками разной формы и другими украшениями. Истоки зтих мотивов лежат, по Стасову, никак не позже XIII—XIV веков.

Последнее обновление ( 17.09.2010 г. )
 
« Пред.
© 2018 История изобразительного искусства