Главная arrow Мастерство художников arrow Русское искусство
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Русское искусство

Печать
В этой, широко начертанной программе задач отечественной науки об искусстве ясно ощутимы те ее направления, в русле которых протекала научная деятельность самого Кондакова. Авторы «Русских древностей» дали ясно понять, что «Русское искусство имеет не только оригинальный художественный тип, но и составляет крупное историческое явление. Русское искусство является последствием вековой работы и сотрудничества многих сил, но именно потому оно и владеет самобытностью и представляет цельный тип». В сокровищницу русской культуры внесли свою лепту огреченный скиф и корсунский мастер, генуэзский торговец в Крыму и Немчин в Москве или арабский караван, везший товар волжским болгарам и языческой Руси. Но главную роль, по мысли тех же авторов, играл славянский элемент. Ему мы обязаны распространением по русской равнине и земледельческих культур в целом.

Богатство источников русского искусства и было, по мысли Кондакова, причиной многообразия его «но формам бытовым и художественным». Авторы «Русских древностей» много писали о влияниях, по брали этот термин, как правило, в кавычки: «так наз. «византийское» влияние», «так наз. «византийское» влияние», «так наз. «восточное», «так наз. скандинавское пли варяжское влияние». Они подчеркивали этим, что пользуются термином «влияние» условно, за неимением другого, подходящего, выражающего удовлетворение собственной потребности за счет произведений искусства, получивших распространение извне.

Они неправильно распространили термин «романский стиль» на соборы Владимира и Юрьева. Но сам термин «романский» они употребляли также условно «впредь до приискания нового термина». Византийское влияние в русской белокаменной резьбе они отрицали полностью. Западное, романское, признавали в отдельных разобщенно взятых деталях, но главный вывод их был тот, что «можно найти по частям фигуры святых, животных, фантастических зверей и орнаменты, можно встретить тот же порядок украшений... но нельзя встретить ничего тождественного: наши два собора в своем роде единственные памятники». Кондаков отказался от выведения древнего русского искусства из восточных стилей. Он полагал, что об арабском и персидском влиянии можно говорить лишь «условно». И если в оправе турьего рога из Черниговского кургана или на пластинчатых браслетах оп и видел порой отзвуки «восточного сюжета», его переработку, то сами эти вещи считал произведениями, безусловно местных, чаще киевских мастеров.

Авторы «Русских древностей в памятниках искусства» не были последовательны в своих выводах. Сейчас нам трудно сказать, кому из них принадлежала плохо согласуемая с другими их высказываниями мысль о том, что по преобладанию того или иного вкуса, своего рода руководителями русской культуры были то Сирия, то Персия, то Индия и Средняя Азия. Эта приличествующая скорее Стасову мысль создала Н. П. Кондакову напрасную репутацию сторонника «азиатского» происхождения древнего русского искусства.
Последнее обновление ( 17.09.2010 г. )
 
След. »
© 2018 История изобразительного искусства