Главная arrow История arrow Советская гравюра arrow Самаркандская серия
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Самаркандская серия

Печать

Значительным произведением гравюры военных лет стала «Самаркандская серия» станковых линогравюр В. А. Фаворского. Работы были выполнены между 1942 и 1944 годами в Самарканде, куда художник был эвакуирован вместе с семьей. Каждый лист серии представляет собой небольшую жанровую сценку, превращенную в монументальную композицию. В каждой гравюре использован свой орнамент, мотивы которого взяты из народного творчества, но выбор этих мотивов не произволен. Он зависит от индивидуальных особенностей композиции определенного листа и в какой-то мере может быть рассмотрен как графическая формула основного мотива движения, заложенного в каждой данной гравюре. Наиболее просто это заметить в листе «Разговор о порохе», где движение направлено серпантинообразно по вертикали и ему соответствует строгий, геометрически четкий меандр обрамления. В гравюре «Отдых стада» ритм движения более мягок. В композиции господствуют плавные параболические линии: контуры склона горы, очертания тел лежащих коз, напоминающих ожившие холмы, уже содержат элементы уподобления одной формы другой. И эти же плавные, существующие в трехмерном пространстве линии вынесены на плоскость в орнаментальном фризе.

В. Фаворский, На базар. Из «Самаркандской серии». 1943

Среди листов серии, пожалуй, наибольший интерес представляет гравюра «На базар». Напряженному, упругому шагу пастуха вторит убыстряющаяся и, наконец, семенящая поступь овец и коз, широкий взмах руки девочки с веткой. Их преимущественно профильные фигуры передают движение, направленное справа налево, вдоль изобразительной плоскости. В левом верхнем углу в группе дерущихся козлика и ягненка движение приостанавливается и волютообразно завихряется благодаря введению фигурки мальчика. Не как зеркальное отражение, не как эхо, а как свободная музыкальная интерпретация жизни звучат мотивы традиционного в узбекском народном искусстве орнамента.

Скромные по средствам выполнения — сравнительно небольшие, отпечатанные в один цвет с дешевого материала (линолеума), гравюры складываются в цельную, пронизанную жизнерадостным ощущением бытия серию. В военные годы, полные для Фаворского, как и для других советских людей, драматизма и личных утрат, эта работа была подлинным подвигом.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства