Главная arrow История arrow Искусство Франции XVI века arrow Самостоятельность художников
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Самостоятельность художников

Печать

Со школой Фонтенбло соприкасается и творчество отца и сына Кузенов, хотя они и не работали в самом замке. Долгое время их принимали за одного художника и лишь в тридцатые годы XX века научились различать Жана Кузена-старшего и Жана Кузена-младшего. Оба происхо­дят из города Санса. Кузен-старший родился там около 1490 года, писал до 1540 года, делая рисунки для витражей, работал над алтарями. В 1540 году он переехал в Париж. Здесь подготовил картоны для нескольких серий шпалер — «Жизнь св. Женевьевы» и «Жизнь св. Маммеса»; продолжал деятельность витражиста; в 1549 го­ду участвовал вместе с Кароном в оформлении въезда Генриха II в столицу.

Он считается автором своеобразного, необычного по сюжету полотна «Ева первая Пандора», в котором прово­дится сравнение христианской праматери с героиней язы­ческой мифологии: Ева, нарушив запрет бога, лишила людей бессмертия и безмятежности райской жизни; Пандора, движимая любопытством, обрушила на человечество горе и страдания. Ева первая Пандора Жан Кузен-старший. Ева первая Пандора. Сер. XVI века  Ева изображена в виде нагой полу­лежащей женщины, погруженной в раздумье. Опираясь правой рукой на череп — символ бренности земного бытия, она левой придерживает крышку сосуда, вмещающего в себя несчастья и болезни, ниспосланные на смертных. Вдали еще один сосуд, подчеркнуто осязаемый, но причудливо очу­тившийся у подножия скалы, в верхней части которой на розовых лентах висит таблица с латинской надписью: «Eva Prima Pandora». Женственно-плавной линии фигуры вто­рят очертания тающего силуэта далеких гор, и эти повторы привносят в полотно ощущение медленного музыкального ритма. Мотив обнаженной лежащей женщины, поза Евы, по-видимому, были подсказаны Кузену произведениями венецианцев. Но в вытянутых пропорциях тела с укороченной и облегченной верхней частью, увенчанной маленькой рыжеволосой головкой, узнается эталон школы Фонтенбло.

Однако XVI век Франции знал и других художников, в произведениях которых проявилась самостоятельность и яркая индивидуальность, полнее выразились гуманисти­ческие устремления эпохи. Творчество их, в большей части связанное с жанром портрета, отличает ясность и глубина образов, равновесие чувств.

Среди живописцев прежде всего следует назвать Франсуа Клуэ (1516/20—1572) —крупнейшего среди фран­цузских портретистов XVI века. Блестящий живописец и изысканный рисовальщик, он вызывал восхищение своих современников. Ронсар называет его «честью нашей Фран­ции», ему посвящают стихи, сравнивают с древними греками и Микеланджело.

Франсуа был учеником своего отца и остался верен его заветам. Самые ранние его произведения еще робки, им недостает уверенности, обобщенности, столь характерных для манеры Жана Клуэ. Но очень скоро работы отца и сына становятся трудно отличимыми. Некоторые исследова­тели, например, полагают, что портрет Франциска I был написан ими совместно. К концу тридцатых годов талант Франсуа Клуэ уже по-настоящему признан, так что после смерти отца он наследует его положение при дворе.

Живописные портреты Франсуа Клуэ отличаются тон­костью психологической характеристики, хотя задача ху­дожника состояла не столько в том, чтобы раскрывать характер персонажа, сколько в том, чтобы в соответствии с идеалами времени наделить портрет чертами репрезента­тивности. Последние наиболее четко выражены в парадных портретах Генриха II и Карла IX. Подчеркнуто вертикальный формат полотен соответствует композицион­ному замыслу: короли изображены в рост, торжественно стоящими на фоне ниспадающих раздвинутых драпировок. Движения их свободны и элегантны, устремленный на зрителя взгляд полон достоинства. В портрете Генриха II, срезая краем картины носки туфель и доводя головной убор до самого верха, мастер добивается впечатления осо­бенно высокого роста, а сливая темный силуэт фигуры с темным фоном, умело маскирует свойственную королю су­туловатость.

Последнее обновление ( 04.02.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства