Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы
Отзывы о компании по строительству домов под ключ uralstroygroup.ru. . http://alfazhat.ru/ жд светофоры какие бывают виды светофоров.

Серия гравюр Десастрес

Печать

Первая серия офортов была переломным моментом в творчестве художника. Вторая серия гравюр, созданная Гойей, называется «Десастрес», или «Бедствия войны». Это вершина реализма Гойи. Большинство листов серии отражают события, которые Гойя наблюдал во время войны Испании с Францией в 1808 — 1814 годах и голода в Мадриде 1811 — 1812 годов. Он начал работу над «Десастрес» в 1808 году и закончил, очевидно, в 1820. Серия была впервые опубликована Академией Сан Фернандо в 1863 году. Как один из наиболее передовых мыслителей и художников своего времени, Гойя сумел воплотить в этой серии ужас, несправедливость, дикую жестокость, бедствия, которые несет с собой война. Художник был потрясен увиденным, тем, что пережили в ту пору его народ и родина. Гойя не только видел все это сам, но заставил и нас стать очевидцами казней, расстрелов, мук голода и жажды, безумных столкновений, борьбы и насилия. Произведение имеет достоверность исторической хроники, и вместе с тем оно является великим художественным памятником мужеству и отваге испанцев, сражавшихся за свою свободу.

«Десастрес» состоит из восьмидесяти двух листов. Так же, как «Капричос», она имеет три части. Первая показывает сцены борьбы и герильи (народной войны). Почти все эти листы выполнены во время войны. Вторая посвящена страданиям мирных жителей завоеванной солдатами Наполеона в 1811 — 1812 годах испанской столицы, когда население Мадрида погибало от голода. Третья часть состоит из восемнадцати офортов, в которых гравер возвращается к символическим видениям в духе «Капричос».

Гойя продолжает то, что уже было высказано им в «Капричос». Он вновь выбирает форму последовательной развивающейся серии и придает ей трехчастное деление, сопровождает офорты комментариями. Вместе с тем «Десастрес» — еще один шаг вперед, к искусству 19 века. «Капричос» — это мир на сцене. Ее сюжеты косвенно или символически представляют современную Гойе Испанию. «Десастрес» — это само живое непосредственное действие, разворачивающееся у нас на глазах. Конкретные исторические события изображены художником в необычайно острой, динамической и эмоционально-выразительной форме. На смену неуловимости, мимолетности в ритме композиций «Капричос» приходят резкое столкновение, контрасты и острая динамика композиционного построения. Манера художника становится все более и более эмоционально экспрессивной. Он приближает к зрителю фигуры и сознательно укрупняет детали своих композиций. Место действия — Испания и мир. Характерны надписи, которыми Гойя сопровождает листы серии: «Какое мужество! »; «Для этого вы родились? »; «Тверже шаг! »; «Хоронить и молчать»; «За что? »; «Варвары! »; «Я видел это».

В «Десастрес», как и в «Капричос», гравер применяет смешанную технику офорта, сухой иглы и акватинты. Последняя утрачивает свою серебристость и волшебную мягкость. Темными пятнами крупнозернистой акватинты Гойя сплавляет в единую массу штрихи, контуры, линии, передавая мрак разверзшейся земли, дым пожарищ, густую тьму склепа. Контрасты белого и черного придают острую экспрессию изображениям. Свет и тьма — символы истины и мрачных хаотических сил, окружающих человека. Самый светлый лист серии «Какое мужество! » посвящен подвигу юной испанки. Она взбирается по трупам павших, чтобы поджечь запал и продолжить бой. Здесь все формы приобретают четкость и лаконизм.

В «Десастрес» в еще большей степени, нежели в «Капричос», Гойя выступает разрушителем традиционных эстетических концепций. Изобразительная, повествовательная роль произведения отходит на второй план. Художник отказывается от повествования, он выражает свои чувства, свое душевное потрясение. Эмоциональная выразительность становится образной основой его гравюр.

В изображении войны Гойя выступает не только объективным свидетелем, но и патриотом, который разделяет страдания и бедствия своего народа. Показывая в «Десастрес» пробуждение испанского народа, его отвагу и героизм, он осуждает войну, выносит ей гневный приговор и в то же время подчеркивает, что муки были не напрасны: серию увенчивает изображение Истины, восставшей из мрака и хаоса.

В 1816 году Гойя работает над третьей серией офортов, названной «Тавромахия». Словно вспоминая свою романтическую юность, он изображает в офортах драматический поединок животного и человека, посвящает свои композиции знаменитым тореадорам, повествуя об искусстве боя быков от его истоков (это искусство унаследовано испанцами от мавров) и заканчивая прославленными любимцами современной ему Испании.

В «Тавромахии» его увлекает передача движений, которые скорее можно себе представить, нежели охватить взглядом. Мы видим на переднем плане выразительные силуэты мощных фигур быков, их напряженную настороженность, готовность к стремительному напору, необузданную силу, слепую в своем неистовстве. Показывая эту излюбленную у испанцев забаву, Гойя не скрывает и даже наоборот подчеркивает ее бессмысленность, трагический исход и жестокость. Легким наброском гравер изображает на втором плане трибуны, залитые палящим солнцем или погруженные в сумерки, и толпу зрителей, то бурно-радостную, то затаившую дыхание, то разбегающуюся в паническом ужасе.

Последним значительным произведением Гойи-гравера была серия «Деспаратес», задуманная, вероятно, между 1814 — 1819 годами. Восемнадцать листов этой серии были опубликованы впервые в 1864 году. Название «Деспаратес» похоже по смыслу на «Капричос», то есть бессмыслица, чепуха, что-то лишенное разумного. Это слово встречается у старых итальянских писателей при упоминании работ Босха.

В годы спада революционного накала, в годы реакции, когда все свободы, объявленные революционными Кортесами, были отменены, когда в Испании была узаконена инквизиция, Гойя вновь обращается к языку масок и символов. Более умеренный, нежели в юности, размышляющий, мудрый, в большей степени владеющий собой и своими мыслями, художник возвращается в этой серии к мотивам своих ранних произведений в гравюре и живописи. Эти заимствования, или аналогии, не были случайным повторением старой темы. Гойя решает те же проблемы, но уже по-новому.

Непередаваемая словами опасность реакции после всех жертв войны и борьбы за свободу принимает образ гигантских чудовищ в последних листах «Десастрес». В «Деспаратес» эти чудовища приобретают ужасающие, сверхчеловеческие масштабы («Пляшущий великан»). Они подобны формулам «Всеобщего языка», которые художник нашел еще в своей первой графической серии, но усовершенствовал с годами, пройдя через документальный реализм «Десастрес» и романтическую поэзию «Тавромахии».

Ф.Гойя Пляшущий великан. Из серии «Деспаратес». 1814—1819

«Деспаратес» можно назвать квинтэссенцией всего, что Гойя создает в гравюре Он отказывается от хаотического, чрезвычайно порывистого и экспрессивного наложения штрихов, присущего листам последней части «Капричос» и большинству гравюр «Десастрес». Его манера здесь более спокойна. Акватинта звучит мягко, приобретая сходство с размывками тушью. В отдельных листах ее тон напоминает черноту и плотность бархата.

Именно в этой последней серии офортов Гойя достигает наибольшей выразительности. Он создает искусство новое, реалистическое и метафоричное, полное таинственной и фантастической поэзии. Стремление художника к Справедливости, к Разуму выражает идеалы эпохи Просвещения, но острая социальная направленность его произведений, мир его образов, их символика, страстность, повышенная эмоциональность, экспрессия графического языка позволяют назвать Франсиско Гойю основоположником гравюры Нового времени.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства