Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы
http://smsc.ru/bulk-mails/ e-mail рассылки - сервис рассылки.

Серия гравюр «Капричос»

Печать

Франсиско Гойя обращается к гравюре в начале 70-х годов 18 века. Первое крупное графическое произведение художника — серия гравюр «Капричос», выполненная в технике офорта, сухой иглы и акватинты, была опубликована впервые в феврале 1799 года. В нее вошло восемьдесят листов. Эта серия существенно определяет специфику гравюры Гойи. Первоначально художник называет ее «Всеобщий язык». Сама жизнь Испании — тема его офортов. Гойя обращается к насущным проблемам времени. В его листах звучит ненависть к инквизиции и засилью церкви, к тупой бюрократии и ослоподобному дворянству. Те, «кто внизу», находят у Гойи и сочувствие, и иронию. Он взывает к тем, кто спит, погруженный в неведение о тяжести своей ноши (лист «Ты, которому невмоготу»).

Ф.Гойя Франсиско Гойя-и-Лусиентес, художник. Из серии «Капричос». 1797—1799

В основе «Капричос» лежит революционная идея преобразовать испанское общество, раскрыть его пороки и недостатки. Цель «Капричос» и ее содержание во многом напоминает сатирические циклы гравюр Хогарта. Однако, если Хогарт изображает дурные стороны современного ему общества, как бы морализируя, то Гойя не просто констатирует, он придает своему произведению чрезвычайную активность, вступает в борьбу с тем миром, который изображает, и вносит в эту борьбу пафос своего страдания за судьбы Испании и испанцев, выражает жгучие, испепеляющие зло, гневные мысли. Этой борьбе Гойя посвящает отныне все свои творения. Борьба во имя Разума и Справедливости становится смыслом его жизни, картин и гравюр.

Социальный пафос гравюр Гойи предвещает работы французского художника Домье. Следуя за Гойей, Оноре Домье превращает свои литографии в оружие против устоев французского буржуазного общества. Продолжая традиции, получившие замечательное воплощение в произведениях Гойи и Домье, гравюра 20 века принимает на себя действенную роль в социальной борьбе.

Вступая в спор с изображаемым им миром, Гойя борется и с самим собой. Он не скрывает того ужаса, который вызывают у него активность, стойкость и сокрушающая сила зла, он проходит сквозь муки мира, лишенного разума и перевернутого вверх ногами, его ведет вперед и придает ему силы и мужество великий разум мыслителя и философа. Художник поднимает в «Капричос» вопрос о всепобеждающем Разуме и его мощной творческой силе.

Форма «Капричос» оригинальна. Серия является синтезом графического и литературного образа. Каждый лист сопровожден названием и авторским комментарием. Развернутый комментарий обыгрывает, подчеркивает и дополняет то, что уже было сказано в гравюре. Именно слова автора постоянно поддерживают в нас веру в силу человеческого разума, его стойкость перед лицом разрушительных зол современного цивилизованного общества. Соединение пространственного и временного ряда возможно было только в графике. Художник создает сложное многоплановое произведение, богатое оттенками и нюансами. Огромное значение имеет сама структура серии, на первый взгляд настолько прихотливая, что это дало повод многим исследователям настаивать на том, что Гойя из боязни инквизиции перепутал порядок листов. На самом деле последовательность гравюр логична и несет в себе значительную долю образности серии.

Действие «Капричос» проходит три стадии. Первая часть — сатирическое изображение испанских нравов. Основной порок общества, причину всех его бедствий художник видит в моральной деградации общества, падении нравов и чувств. Как результат этого выступает разврат мужчин и женщин, война полов, взаимный обман и продажность.

Вторая часть — шесть листов басенного характера. В облике «ослиного братства» Гойя представляет тех, кто является главной причиной бедственного положения Испании и испанцев — дворянство, его верхушку и, наконец, самого короля и его приближенных. Обличение Гойи становится все более острым: если для первой части была характерна ирония, то теперь на смену ей приходит сарказм. Лист «Ты, которому невмоготу» изображает двух ослов, взгромоздившихся на спины крестьянским парням. Изображение символично: ослы-всадники — это оседлавшие народ дворяне, кровососы, тупые и ленивые. Люди же, несущие на себе эту тяжесть, погружены в сон, они не видят, что у них на плечах.

 
След. »
© 2018 История изобразительного искусства