Главная arrow История arrow Искусство Франции XVI века arrow Шамбор — последний королевский замок
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Шамбор — последний королевский замок

Печать

Внутренний фасад более целостен. В нем прежде всего выявлено горизонтальное членение стены: каждый из трех этажей отделен от другого полосой профилированных межэтажных тяг, наверху идет широкий, чуть тяжеловатый карниз с балюстрадой. Общая композиция — асимметрич­на; отсюда — ощущение динамичности, усиленное светоте­невой игрой обильной и сочной скульптуры. Главный ак­цент фасада — ажурная восьмигранная лестничная башня, несколько смещенная влево от центра; диагональное движе­ние открытых маршей пологой винтовой лестницы переби­вает определенность горизонталей и вертикалей. Неравно­мерно сгруппированные окна — по одному, по два, по три,— меняющаяся ширина простенков, — разнообразят ритм. Ка­менная резьба находит себе место повсюду. Деликатный гротеск ложится на поверхность пилястр, из плоскости про­стенков выступают коронованные саламандры — эмблема Франциска I, к лестничным пилонам прислонились жен­ские фигуры. Средневековые химеры водостоков и аркатурный пояс сказочно соединились с античными деталями в карнизе, в кружево балюстрады вплелись королевские мо­нограммы, а над люкарнами взметнулись фронтоны, своими силуэтами напоминающие о готике, но по содержанию цели­ком ренессансные, с пухлыми детскими фигурками в нишах.

Замок ШамборЖ. Сурдо, Д. Сурдо, П. Неве, Ж. Гоберо. Замок Шамбор. 1519—1559 

В 1519 году, когда Блуа еще не был завершен, непода­леку от него, в живописной лесной местности началось воз­ведение Шамбора. Работы растянулись на сорок лет и закончились лишь при преемниках Франциска I. В основу плана легла традиционная схема замка-крепости с четырехугольным двором, образованным одноэтажными вытянутыми строениями, и с севера замкнутым квадратным донжоном с мощными башнями по углам. В ходе строи­тельства северная часть несколько изменилась: одноэтаж­ные здания, соединявшие донжон с угловыми башнями двора, стали, как и донжон, трехэтажными, следом за ними выросли в высоте половины западного и восточного крыльев.

Уже план замка показывает, как старая схема подчи­няется четкой геометричности и симметричной уравнове­шенности всех частей комплекса. Известно, что Доменико да Картона сделал модель замка и не исключено, что он принимал участие в его планировке, наряду с французами Жаком и Дени Сурдо, Пьером Неве и Жаном Гоберо.

Во внешнем оформлении Шамбора простота отделок фасадов своеобразно сочетается с красочной пышностью крыш. Впервые каждый этаж оформлен отдельным орде­ром. Стены облицованы известняком, на котором контраст­но выделяются крупные ромбы и диски из более темного шифера. Многочисленные окна распределены симметричны­ми группами. И все это строгое спокойствие взрывается обилием тесно жмущихся друг к другу двухъярусных лю­карн, разных стояков труб, башенок, над которыми царит ажурная тридцатидвухметровая башня с фонарем, увенчан­ным крутыми завитками лепестков королевской лилии (илл. 65). В этом ожившем камне вновь торжествует ста­рый французский дух. Но, как и в Блуа, мастера уже исполь­зуют новые формы: полуциркульные арки и ниши, колонны и пилястры, волюты, балюстрады, бельведеры и пр.

Внутри главного здания находится знаменитая спи­ральная лестница с двумя не соединяющимися маршами — еще один вариант идеи винтовых пандусов Амбуаза и лест­ницы Блуа. Она проходит через все три этажа. А большие парадные залы, перекрытые кессонированными сводами, расположены в виде равностороннего креста.

Последнее обновление ( 04.02.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства