Главная arrow История arrow Гравюра 20 века стран Западной Европы и Америки arrow Широкое распространение экспрессионизма
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Широкое распространение экспрессионизма

Печать

Экспрессионизм, с его глубокой взволнованностью и трагическим мироощущением, оказался наиболее влиятельным из всех новых течений начала века. Несколько изменившаяся после первой мировой войны его программа оказалась адекватной настроениям художественной интеллигенции, потрясенной безжалостным и губительным характером войны. Послевоенная разруха, настроения отчаяния и безнадежности, порожденные ужасами войны, были благодатной почвой для распространения влияния экспрессионизма. Особенно сильно это проявилось в Германии и Бельгии.

Несколько особняком стоит близкое к немецкому экспрессионизму творчество Оскара Кокошки, чеха по национальности, работавшего главным образом в Вене. Крайнее напряжение, доведенное до болезненного экстаза, характеризует его работы как в живописи, так и в гравюре. Он работал в литографии, создав графические циклы «Колумб в цепях», «Кантата Баха» и ряд других.

В 1920-е годы в Германии продолжают работать мастера, связанные с экспрессионизмом: Эрнст Барлах, Отто Дике, Лионель Фейнингер, Отто Мюллер, Макс Бекман, Георг Грос. К этому времени «Мост» и «Синий всадник» уже прекратили свое существование. Многие из этих художников входили в объединение «Новая вещественность» (О. Дике, Г. Грос) или были связаны с группой Баухауза (Л. Фейнингер, П. Клее). Мастера прогрессивного направления в экспрессионизме создали произведения большого художественного значения именно в гравюре.

В гравюрах на дереве и литографиях крупнейшего немецкого скульптора и графика Эрнста Барлаха поражает соединение почти первобытной силы с острым чувством трагического. Как и многие другие мастера 20 века, Барлах часто выполнял серии гравюр, будь то самостоятельные циклы, как, например, «Превращения бога» (1921), «Отверженные» (1922), иллюстрации к его драме «Мертвый день» (1911), произведениям мировой литературы — «Фаусту» И.-В. Гете (1922), «К радости» И.-Ф. Шиллера (1924) и другим. Листы серий, как правило, объединены сложным философским и социальным содержанием. Образы у Барлаха нередко имеют значение символа, и при этом в их основе всегда народный типаж, будь то образ бога из цикла «Превращения бога» или герой листа «Веселый калека» из серии «Отверженные».

Серия офортов Отто Дикса «Война» (1924) является откликом на события первой мировой войны. Она принадлежит к наиболее сильным в художественном и техническом отношении работам на эту тему. Один из наиболее значительных листов серии — «Труп в проволочном заграждении». Дике использует сочетание техник офорта и акватинты. Страшный оскал мертвеца, неестественное положение тела, переданного пятнами акватинты, будто вторящая своими очертаниями судорогам тела колючая проволока — все сплетается в единую, ужасающую картину отвратительного, исковерканного, бесчеловечного мира. Антивоенная, гуманистическая направленность этой серии очевидна.

С экспрессионизмом тесно связана немецкая журнальная графика 1920 — 1930-х годов. Большую роль в ее развитии сыграл Георг Грос. Его рисунки в манере «кроки» чаще всего переводились в литографию. Если бы не особая четкость линии и силуэта, столь обязательные в гравюре, работы Гроса можно было бы принять за рисунки. Беспощадная, злая сатира Гроса действует на зрителя кажущейся бесстрастностью изображения, Это впечатление рождает работа тонкой, монотонной в своей ровности и одинаковости линией.

Разоблачение пороков капиталистического мира у Гроса очень остро и бескомпромиссно, образы его гравюр часто гротескны. Однако с той же беспощадностью подвергаются осмеянию и смешные стороны жизни, что снижает роль социального критерия в его творчестве и сильно отличает от таких мастеров, как Мазерель.

В экспрессионизме в 1920 — 1930-е годы происходят значительные изменения. В искусстве этого времени можно наблюдать более конкретное выражение взглядов художника, определяющихся его      социальной позицией. Не случайно судьбы многих из мастеров экспрессионизма этого времени соприкасались с революцией 1918 года в Германии (Пехштейн, Хеккель, Грос были в 1920-е годы связаны с Коммунистической партией Германии). Многие экспрессионисты одними из первых сказали свое гневное слово протеста против фашизма. Дике (картина 1938 года «Семь смертных грехов»), Бекман (серии иллюстраций к «Фаусту» Гете), Грос (разоблачающие фашизм рисунки и литографии) — эти художники попали в число наиболее гонимых в годы фашизма, и их произведения составили большинство экспонатов издевательской «Выставки дегенеративного искусства», устроенной нацистами в 1937 году. Экспрессионизм явился достаточно мощным направлением, охватившим широкие сферы не только искусства, но и всей культуры Западной Европы после первой мировой войны. Кроме Германии, экспрессионизм получил широкое распространение в 1920 — 1930-е годы в других странах. Однако лишь немногим художникам, связанным с этим направлением, удалось противопоставить трагическому мироощущению немецких экспрессионистов иные идеалы, связанные с идеями социальных изменений и прогресса в человеческом обществе. Среди них первое место принадлежит выдающемуся бельгийскому графику Франсу Мазерелю.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства