Главная arrow Виды искусств arrow Сильное воздействие Востока
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Сильное воздействие Востока

Печать

В. Н. Лазарев отвергал отнесение истоков русского звериного стиля владимиро-суздальской пластики к Востоку, поскольку «зверя любил и зверем интересовался не только кочевник, но и селившийся около лесов землепашец», звериный мотив был широко распространен по территории всего средневекового мира. И потому он также называл абсурдной и фантастической точку зрения, по которой владимиро-суздальская пластика сводится к механическому заимствованию мотивов иранского искусства, переданного через Кавказ. Но сам факт восточных влияний на искусство Руси, как и на романское искусство Запада, он и не думал отрицать. Наоборот, <<так как восточное серебро и восточные и византийские ткани, — пишет он, — ввозились на Русь в течение средних веков, русские мастера имели полную возможность черпать из них новые звериные типы, комбинируя последние со старыми, бытовавшими на Руси с незапамятных времен... Через эти произведения (художественный металл), равно как и через восточные и византийские ткани, Древняя Русь вплотную соприкоснулась с тем фантастическим звериным миром, а но из вторых рук, т. е. не на основе романских вариантов».

Б. А. Рыбаков осуждал Спицына, Довнар-Запольского, Завитиевича, Апучина и других археологов за то, что вопрос о местном или иностранном происхождении вещей решался у них но принципу: все сложное и красивое, все выходящее хоть сколько-нибудь за пределы отведенного древним славянам примитива объявлялось иноземным, привозным. Вместе с тем Рыбаков не раз обращал внимание па прямые связи искусства Древней Руси с Востоком. Так, в прочитанном им 17 марта ЮлЧ года докладе «Киевская Русь и Восток», оп сравнивал ряд памятников VII—VIII веков (предметы прикладного искусства, оружие, украшения, утварь) и отмечал большую роль восточных связей в формировании культуры Руси. Позже он снова отмечал идущую с Юго-Востока струю художественных и общекультурных влияний послесасанидского Ирана, завоеванного в это время арабами. «К сожалению,— продолжал оп,— небогатая историография этого интересного вопроса стоит на иормаппистской позиции, считая, что появление восточных вещей в русских областях относится к IX веку и связано исключительно с походами скандинавских викингов».

В другой, последующей работе тот же автор указывал на «сильное воздействие Востока», особенно Булгар на Волге, Хорезма, Закавказья па прикладное искусство Владимирской земли и ее архитектурную декорировку. Он обращал внимание на распространение иранских и византийских тканей при посредстве русских купцов по всей Европе, где «эти художественные образы оказывали влияние па европейское прикладное искусство». В связи с изучением народных узоров па Руси (о них писали ранее В. А. Городцов, Л. А. Динцес и другие) появилась и новая серия работ Б. А. Рыбакова с генезисе русско-славянской языческой мифологии. В них он находит, что христианство, будучи близко многим культам Ближнего Востока, близко также и славянскому язычеству: их объединяет очень многое как в системе верований, так и в формах ритуала.

 

Последнее обновление ( 18.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства