Главная arrow Духовность искусств arrow Символика в архитектуре храма
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Символика в архитектуре храма

Печать

Византийский крестово-купольный храм, являясь идеальным образом Святой земли, имеет непосредственную связь с евангельской историей. Каждая часть храма отождествляется с определенным местом в Палестине, освященным земной жизнью Иисуса, и наделяется топографической символикой.

 

Нартекс, или притвор, как его стали называть на Руси, где размещалась крестильная купель, должен напоминать о реке Иордан — месте Крещения Христа. Апсида воспринимается как Вифлеемская пещера, где Иисус родился. Престол в апсиде соотносится с Гробом Господним и Воскресением Иисуса. Амвон символизирует место распятия — Голгофу. Он означает также: гору Фавор, где произошло Преображение" Господне; камень, с которого ангел благовествовал женам-мироносицам о Воскресении Христа; склон Елеонской горы, откуда на сороковой день после Воскресения произошло Вознесение Христа. Видение храма как образа Святой земли позволяло верующим совершать символическое паломничество в Палестину, и не исключено, что по этой причине реальные паломничества не играли в религиозной жизни византийцев значительной роли.

 

Наряду с космической и топографической символикой византийский крестово-купольный храм имеет временную символику, связанную с христианским календарем. Причем его основу составляет периодичность богослужений, а не историческая последовательность событий Священной истории. Христианские праздники повторяются из года в год в установленной последовательности, и поэтому в определенное время тот или иной образ становится объектом поклонения. Скажем, 7 января празднуется Рождество Христово, 19 января — Крещение, или Богоявление, а 15 февраля — Сретение, хотя между рождением Христа и его крещением прошло 30 лет, а между Рождеством и Сретением 40 дней. С IX в. сцены праздничного цикла, изображавшиеся по устоявшимся канонам, заняли место на сводах и в «рукавах» главного креста на уровне второго яруса, образовав красочный замкнутый круг. Здесь помещаются сцены Благовещения, Рождества Христова, Сретения, Крещения, Преображения Господня, Воскрешения Лазаря, Входа в Иерусалим, Распятия, Сошествия во ад, Вознесения, Сошествия Святого Духа на апостолов, Успения Богородицы. Течение времени, таким образом, превращается в вечно повторяющееся вращение вокруг неподвижного центра — купола.

 

Архитектура и декор византийского крестово-купольного храма были заимствованы Древней Русью после ее Крещения в 988 г. Образцом византийского стиля на Руси стал храм Св. Софии в Киеве (XI в.), построенный, как и храмы в Константинополе, из кирпича. Но увеличенный двумя рядами колонн в ширину и одним в длину, киевский храм приобрел вид грандиозного крестово-купольного массива с пятью продольными и четырьмя поперечными нефами. Ритуал средневекового русского двора, требующий отделить князя и его свиту от массы молящихся, обусловил ту же модель организации хоров, что и в Софии Константинопольской. Опоясывая с трех сторон центральное ядро храма — над северными, западными и южными нефами, хоры через тройные арки выходят в светлое пространство храма под куполом, насыщаясь светом через центральные главы, а также через световые барабаны малых глав над ними. Обилие света и приподнятый тремя уступами к рукавам центрального креста свод создают ощущение гигантского светового столпа, на который как бы нанизывается пространство храма.

Последнее обновление ( 17.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства